Как далёкий от медицины Всемирный банк опередил ВОЗ с «глобальной пандемией»

Акции

before–> Содержание

Здравствуйте, дорогие гости блога womanforex.ru, сегодня мы поговорим про международный валютный фонд (МВФ), так как эта организация оказывает существенное влияние на современный валютный рынок.

p, blockquote 1,0,0,0,0–>

МВФ является действительно уникальной организацией, аналогов которой в мире нет. В настоящий момент времени членами этой организации являются 187 стран, что составляет более половины существующих в мире государств. Описываемый фонд был создан практически стразу после завершения второй мировой войны в 1945 году и успешно функционирует по сегодняшний день.

p, blockquote 2,0,0,0,0–>

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что история МВФ тесно связана с такой известной организацией, как ООН. По сути, МВФ является особым учреждением, которое напрямую связано с ООН. Именно этот статус обеспечивает рассматриваемой организации независимый статус. При этом МВФ является, по сути,независимым и от ООН, так как с этой организацией ее связывает специализированный договор о сотрудничестве.

p, blockquote 3,0,0,0,0–>

Международный валютный фонд. История возникновения

h2 1,0,0,0,0–>

Решение о создании МВФ было принято на Бреттон-Вудской конференции ООН, которая касалась валютно-финансовых вопросов. На этой же конференции было принято решение о создании другой важной международной организации, такой как банк реконструкции и развития.

p, blockquote 4,0,1,0,0–>

Спустя небольшой период времени в конце 1945 года соглашение о создании МВФ было подписано представителями 29 стран. Именно этот момент и принято считать датой создания международного валютного фонда, несмотря на то,что он начал полноценно функционировать лишь весной 1947 года. Первым государством, получившим кредит от МВФ, стала Франция, которой требовались средства на восстановление экономики после второй мировой войны. Кредит был выдан Франции в 1947 году.

p, blockquote 5,0,0,0,0–>

Цели МВФ

h2 2,0,0,0,0–>

МВФ изначально создавался в качестве организации, которая будет предоставлять краткосрочные и среднесрочные ссуды различными государствам,испытывающим дефицит платежного баланса или необходимость в поддержке стабильности местной валюты.

p, blockquote 6,0,0,0,0–>

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что МВФ непросто выдает нуждающимся государствам ссуды. Фонд может похвастаться штатом профессиональных аналитиков, которые разрабатывают целый перечень рекомендаций и требований к государству-заемщику, выполнение которых является обязательным условием для получения ссуды. Упомянутые рекомендации и требования в первую очередь направлены на решение финансовых трудностей и улучшение экономической ситуации в государстве, чтобы оно было в состоянии выполнять взятые на себя обязательства.

p, blockquote 7,0,0,0,0–>

Среди официальных целей рассматриваемой организации отдельного упоминания заслуживают следующие:

p, blockquote 8,1,0,0,0–>

  1. Содействие увеличению объемам торговли между государствами.
  2. Содействие сотрудничеству между различными государствами в валютно-финансовой сфере.
  3. Создание условий, необходимых для поддержания стабильности основных мировых валют.
  4. Оказание содействия странам-участникам фонда в формировании многосторонней системы осуществления взаиморасчетов.
  5. Выдача ссуд государствам для решения их проблем с платежным балансом и поддержания стабильности местных денег.

На современном этапе международный валютный фонд выполняет огромное количество функций, среди которых основными являются:

p, blockquote 9,0,0,0,0–>

  1. Способствование улучшению международного сотрудничества и международной торговли.
  2. Выдача займов заинтересованным государствам.
  3. Принятие мер, призванных обеспечить стабильность обменных котировок различных мировых валют.
  4. Консультирование различных государств по вопросам, связанным с улучшением их экономического положения.
  5. Создание и совершенствование стандартов ведения финансовой статистики.

Собственное платежное средство

h2 3,0,0,0,0–>

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что международный валютный фонд обладает собственным уникальным платежным средством, которое носит название «SDR». Эту аббревиатуру можно перевести на русский язык, как специальные права заимствования.

p, blockquote 10,0,0,0,0–>

SDRпредставляет собой искусственно созданное резервное и платежное средство,которое не обладает наличным воплощением. Это платежное средство обладает лишь безналичной формой. Его эмиссию осуществляет МВФ.

p, blockquote 11,0,0,0,0–>

SDRотображается в форме записей на банковских счетах, которые, по сути, не являются долговыми обязательствами или валютой. Обращение этого платежного средства осуществляется лишь в рамках МВФ. Оно применяется для регулирования сальдо платежных балансов, а также для расчета по крупным кредитным обязательствам и пополнения резервов. Рассматриваемое платежное средство может быть использовано при возникновении дефицита платежного баланса для его оперативного покрытия.

p, blockquote 12,0,0,1,0–>

Решение о создании SDR было принято в конце 1969 года. С этого момента это платежное средство применяется для нужд международного валютного фонда. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что пересчет котировок рассматриваемого средства происходит ежедневно. Они рассчитываются при помощи пересчета долларовой стоимости валютной корзины, которая включает в себя непосредственно доллар, британский фунт, евро и йену.

p, blockquote 13,0,0,0,0–>

В настоящее время уставной капитал описываемой организации составляет 217 миллиардов SDR.МВФ обладает собственным руководящим органом, места в котором распределяются между странами-участницами в соответствии с размером их квот.

p, blockquote 14,0,0,0,0–>

Отдельного упоминания заслуживает порядок принятия решений в рамках МВФ. Для того чтобы принять то или иное решение требуется 85% голосов,при этом с момента создания организации 17% голосов находится в руках США. Таким образом, США обладает своеобразным правом вето, так как без одобрения этого государства невозможно принять никакое решение. Именно этот факт вызывает волну критики от различных государств мира.

p, blockquote 15,0,0,0,0–> p, blockquote 16,0,0,0,1–>

Несмотря на это, США используют свое положение для препятствования перераспределения квот, чтобы сохранить упомянутое выше право вето.

after–>

Принципы работы МВФ

Все страны – участницы МВФ совершают в фонд взносы, из которых формируется капитал организации. Взносы делаются долями, одна из которых (75%) идет в национальной валюте, а другая (25%) в платежном средстве, названном SDR (Special Drawing Rights), или специальные права заимствования. Данные «обязательства» похожи на индекс, а их курс привязывается к корзине из пяти резервных мировых валют, в числе которых доллар США, юань, йена, евро и британский фунт. Например, на момент написания статьи, курс СДР к рублю составляет 90.1.

Исходя из количества внесенных в фонд собственных средств, государству выдается определенная квота, которая влияет на распределение голосов в МВФ. Квоты регулярно обсуждаются и пересматриваются, но бессменным лидером является США с 17% долей. Америка имеет эксклюзивное право вето благодаря такой квоте. Среди прочих держателей больших долей можно выделить Японию (6,13%), Китай (6%) Германию (5,99%), Францию и Великобританию (по 4,95%). Россия располагается на 8 месте, имея квоту в размере 2,74%.

image

Помимо взносов, есть и другие источники пополнения «казны» МВФ. Сюда относятся деньги донорских трастовых фондов и кредитных организаций, займы у «состоятельных» стран – участниц и золотые авуары. МВФ имеет разветвленную структуру, основой которой являются Международный валютно-финансовый комитет, Совет управляющих и Объединенный комитет по развитию МВФ и Всемирного банка. Возглавляет фонд с 2011 года француженка Кристин Лагард.

image

Выдача кредитов осуществляется после голосования членов фонда, с предъявлением заемщику ряда требований. К ним относятся:

  • свобода передвижения капиталов и частного предпринимательства;
  • приватизация определенных отраслей и государственных монополий;
  • сокращение государственных субсидий бизнесу и населению;
  • минимизация расходов на социальные программы;
  • взятие под контроль МВФ ключевых статей государственного бюджета.

Аргументы за и против политики МВФ

Процент по кредиту хоть и невелик (от 0,5%) но заем далеко не всегда прямо и явно способствует развитию экономики, из-за жесткости выдвигаемых условий. В связи с проводимой политикой выдачи кредитов и абсолютным правом голоса США (благодаря своей квоте, американцы могут бойкотировать любое решение) деятельность МВФ часто приводила к неоднозначным последствиям. Многие критики фонда связывают расширение мировых экономических связей, свободного передвижения капитала с усилением влияния транснациональных корпораций. Другие считают, что кредиты МВФ ведут к ухудшению социального положения населения, вплоть до его обнищания.

Их оппоненты заявляют, что стране, находящейся в трудном, а порой и в безвыходном положении, просто негде взять деньги, кроме как в МВФ. Имея «мусорный» рейтинг, падающий курс валюты, такое государство не может рассчитывать на коммерческие кредиты банков или других стран. Суверенные облигации не пользуются спросом у инвесторов, а купон по ним достигает неприемлемых величин: до 25%. В конце концов, не МВФ довел страну до такого состояния. Что касается жестких условий кредита, то защитники позиции МВФ говорят об их необходимости. Если страна не сократит свои неэффективные расходы, то она не сможет расплатиться по обязательствам. Тогда рейтинг страны будет понижен до уровня D (дефолт), и выбраться из этого состояния станет уже совсем сложно.

МВФ и Мексика

В результате обвала цен на нефть в 80-х годах ХХ века экономика Мексики сильно пошатнулась. Бывший лидер среди стран Латинской Америки по экономическим показателям, Мексика была вынуждена кредитоваться у МВФ. Страна получила крупную сумму на грандиозные проекты, осуществиться которым так и не было суждено. В результате на обслуживание долга у Мексики не нашлось денег, и государство объявили банкротом.

Рекомендую прочитать также:

Скидки на знания Ленивого инвестора

ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА: глобальная распродажа знаний

Экономику страны взял под контроль МВФ, и в результате были отменены все меры защиты внутреннего рынка и местных производителей. Из страны начал уходить капитал, разбушевалась инфляция, бедность росла галопирующими темпами. Для выделения новых кредитов со стороны МВФ выдвигались трудновыполнимые условия. Кроме того, в самой Мексике действовали коррумпированные лоббисты, продвигавшие интересы определенных лиц и корпораций.

МВФ и Аргентина

Похожим образом складывалась ситуация с экономикой Аргентины. В результате экономического кризиса внешний долг одного из крупнейших государств Латинской Америки превысил $140 млрд. Это уже приводило к заморозке банковских вкладов населения и решению гасить задолженность за счет средств пенсионного фонда.

Сложные обстоятельства вынудили бывшего министра экономики Доминго Кавалло обратиться к МВФ за помощью. Он получил кроме кредита еще и рецепт выхода страны из затяжного кризиса. Суть рецепта заключалась в притоке зарубежного капитала на сумму $40 млрд, которые являлись средствами американских корпораций. В результате 28% аргентинской экономики было поглощено этими компаниями, работающими на льготных условиях.

Противники реформ говорят, что в итоге реализации политики МВФ Аргентина больше потеряла, чем приобрела. $40 млрд, инвестированных в страну, способствовали беспрепятственному выводу из нее $280 млрд. Сторонники жестких монетарных мер возражают: цифры притока/оттока зарубежного капитала нельзя считать столь примитивным образом. Их аргумент также состоит в том, что без кредита МВФ Аргентину ждал бы полный дефолт. К тому же, иностранные инвесторы способствовали приходу в государство не только денег, но и современных технологий.

МВФ и Украина

image

История взаимоотношений Украины и МВФ началась практически сразу после выхода из состава СССР. Первые годы власти страны успешно справлялись с обслуживанием долга и выполнением условий кредитов по изменению экономической ситуации. Но сложные времена настали после мирового кризиса 2008 года, когда страна завязла в долговых обязательствах, из которых не выбралась до сих пор.

Рекомендую прочитать также:

Чему учит инвестора история МММ

История МММ: уроки для россиян

За это время Украина не раз оказывалась на грани дефолта. Выполнять требования становилось все труднее, а латать дыры в бюджете без новых денежных траншей стало невозможно. Сократились расходы на социальную сферу, обострились отношения с Россией на фоне скандалов из-за стоимости газового транзита. Но самая главная претензия МВФ к Украине в том, что власти молодой республики откладывают «на потом» экономические реформы, приватизацию госсектора.

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

Ресурс МВФ (сайт МВФ) Соглашение МВФ

Это правила ростовщиков

Так вот, МВФ в своем прошлогоднем апрельском обзоре заявил, что больше не намерен рассчитывать показатель номинального (по обменному курсу валют к доллару) внутреннего валового продукта (ВВП), поскольку, мол, американский доллар больше не является устойчивой единицей для измерения национальных экономик. На этом решении, кстати, демократы строили свою критику политики Дональда Трампа в ходе президентской кампании. Но сразу после победы Байдена, уже в декабре 2020 года, этот показатель был не только «втихую» восстановлен фондом, но и принят в качестве основного.

Что и подтверждено свежим обзором МВФ. Там США с показателем 20,93 трлн долл. номинального ВВП, даже при его сокращении в 2020 году на 3,33%, не только остаются крупнейшей экономикой мира, но и без проблем сохраняют за собой этот статус аж до 2026 года, когда их ВВП составит 27,659 трлн долл. Экономика КНР, согласно аналогичной оценке МВФ, выросла за 2020 год на 2,66%, до отметки в 14,723 трлн долл., а в 2026 году почти сравняется с американской — 24,128 трлн долл.

Какой смысл в таких оценках и прогнозах, если доллару США не дают пяти лет в качестве главной мировой валюты даже самые ярые сторонники американской исключительности и лидерства? Да все тот же — закрепить в сознании миллионов людей по всему миру представление о том, будто Соединенные Штаты и их валюта — это «номер один» еще надолго, и в ближайшее время им ничего не грозит и грозить не может… Ну, и кредитные рейтинги стран мира будут устанавливаться с учетом их номинального ВВП — такой порядок, такие правила игры.

Кто эти правила устанавливает? Кредиторы. Вы же долларовые кредиты в долларах будете отдавать? А где вы их возьмете? Нарисуете, что ли? То-то и оно! Это правила компании ростовщиков, с печатным станком ФРС и других центробанков в кармане.

А что же Россия? По оценке МВФ, номинальный размер экономики нашей страны за 2020 год сократился на целых 12,73%: с 1,689 до 1,474 трлн долл. Все ясно? Российская экономика «порвана в клочья»! Ковид сделал с ней то, чего не смогли добиться шесть лет санкций коллективного Запада и его союзников!

А перспективы? Они, в представлении МВФ, еще более печальные: к 2026 году ВВП России достигнет всего-то 2,004 трлн долл., и со своего нынешнего 11-го места в мире скатится на 13-е: нашу страну обойдут Бразилия и — не смейтесь — Австралия. Доля же РФ в глобальном ВВП с нынешних 1,74% сократится до 1,64%.

image ФБА «Экономика сегодня» &nbsp/&nbsp

А другой статистики у вас нет?

Конечно, есть иной показатель валового внутреннего продукта — по паритету покупательной способности (ВВП ППС), более «честный» и «объективный». Его МВФ тоже считал и считает. Но слова «честный» и «объективный» не случайно взяты в кавычки.

Дело в том, любые оценки и прогнозы касательно ВВП без учета прав собственности в производимом на территории той или иной страны объеме товаров и услуг, в том числе собственности иностранной, — всего лишь маскировка реального положения дел в интересах крупного финансового капитала, подконтрольных ему транснациональных корпораций и их местных «дочек». Но другой, кроме этой, статистики сейчас нигде нет.

Если вернуться к свежему докладу МВФ, то в варианте ППС объем ВВП США, ясное дело, остается неизменным, зато ВВП КНР увеличивается почти в 1,7 раза: с 14,723 до 24,14 трлн долл., на 15% больше американского. А по прогнозу на 2026 год это преимущество должно стать еще более ощутимым: китайские 38,19 против американских 27,659 трлн долл. — разница 37,92%.

При этом не стоит забывать, что реальный сектор в экономике США составляет 22%, а в экономике КНР — 57%. Вдобавок, в состав американского ВВП входит и «приписная рента» (стоимость виртуальной аренды жилья собственниками «у самих себя»), и «гедонистический индекс» (якобы совокупность потребительских качеств новых товаров стоит больше цены их продажи), и легализация ряда ранее криминальных видов экономической активности (азартные игры, оборот «легких» наркотиков и прекурсоров), и эмиссия «вертолетных денег», а также многие другие коэффициенты, повышающие его номинальный объем. Вклад таких «химических добавок» в общий американский «пирог» оценивается в коридоре 15–20%.

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbsp

В общем, «не важно, сколько реально произведут, — важно, как посчитают». А раз ситуация так обстоит в экономике, то рано или поздно она должна транслироваться и в политику. Что мы видели сначала в изобретении и создании разных поводов, чаще всего фейковых, для дискредитации и дискриминации конкурентов на международной арене, а с президентства Трампа и выборов 2020 года то же самое началось и во внутренней политике США — если не «империи зла», то уж «империи лжи» точно.

Для России нынешний прогноз МВФ по ВВП ППС («меньшая ложь») тоже менее пессимистичен, чем по номиналу («бóльшая ложь»). Падение этого показателя оценивается «всего» в 3,11%, с 4,175 до 4,097 трлн долл., хотя простейший расчет показывает, что вторая цифра составляет 98,13% от первой, то есть падение российского ВВП ППС должно быть меньше 2%, а не 3,11%.

Но переписывание экономической истории, особенно ее точных цифр — нормальный и даже обязательный процесс в современной статистике, проходящий под флагом «уточнения данных». Напомним, что до нынешнего апрельского отчета российский ВВП ППС 2019 года специалисты МВФ оценивали не в 4,175, а в 4,136 трлн долл. — почти на 40 млрд долл. ниже. А теперь вот повысили, чтобы дать бóльшую цифру падения российской экономики.

В общем, «хозяин — барин»… Да и Росстат тоже дал оценку «реального падения российской экономики» в 2020 году в 3,1%, а не в 3,5%, как следует из сопоставления официальных величин «рублевых» ВВП. Случайное совпадение?

Конечно, через очки модели «ВВП ППС» картина мировой экономики видится несколько иначе, нежели через очки «номинального ВВП». Например, если ранжировать государства современного мира по первой из них, то первая десятка национальных экономик будет выглядеть так: Китай — США — Индия — Япония — Германия — Россия — Индонезия — Бразилия — Франция — Великобритания. А если по второй, то так: США — Китай — Япония — Германия — Великобритания — Индия — Франция — Италия — Канада — Южная Корея (вся «Большая семерка» в здесь в полном составе).

ФБА «Экономика сегодня» &nbsp/&nbsp

[править] История

МВФ был основан в 1946 году в рамках Бреттон-Вудсской системы с целью представления краткосрочного финансирования странам с проблемами в уравновешивании платежного баланса во избежание повторения возврата к протекционизму и ослабления конкуренции межвоенного периода. МВФ играл системообразующую роль в обеспечении устойчивости международной валютной системы. Поэтому он сотрудничал преимущественно с развитыми странами и концентрировал внимание на основных монетарных и фискальных агрегированных показателях. В программах МВФ большей частью отсутствовали структурные изменения и совсем незначительное внимание уделялось обусловленности. Только в 1968 году обусловленность была формально закреплена в дополнении к Статьям о соглашениях, и до середины 1970-х годов она касалась лишь макроэкономических показателей.

Однако в 1971 году в результате крушения Бреттон-Вудсской системы МВФ утратил свою первоначальную роль. Режим плавающего обменного курса, принятый в большинстве развитых стран, не требовал постоянного надзора и поддержки Фонда. По выражению Милтона Фридмена, «утратив свою единственную функцию, МВФ должен был бы закрыть свое дело». Вместо этого в 70-х гг. круг деятельности Фонда начал расширяться за счет сотрудничества с развивающимися странами. Поворотным моментом в этом процессе считается эпидемия кризисов задолженности 1982 г. (обычно называемая «ползучей миссией»). В последующие годы деятельность Фонда сосредоточилась на оказании финансовой поддержки и технической помощи развивающимся странам, пострадавшим от кризиса. Такое изменение привело к увеличению средней продолжительности и расширению целей программ, а также к изменениям в характере обусловленности. «В ответ на существенные перемены в природе и масштабах экономических диспропорций, с которыми столкнулись страны-члены МВФ, программы поддержки Фонда в отдельные годы уделяли больше внимания структурным реформам и достижению устойчивого экономического роста». В определённой мере это было реакцией на усиление критики в адрес МВФ как «сурового» института, уделяющего слишком много внимания сокращению внутреннего спроса и слишком мало — расширению внутреннего предложения.

Изменение иерархии целей и характера проблем ведущих государств членов МВФ привело к увеличению срока действия резервных соглашений до трёх лет и к принятию новых среднесрочных программ, таких как EFF, SAF и ESAF. В основе принятия в 1974 году программы EFF лежала необходимость решения проблем «экономики, испытывающей серьезные трудности с платёжным балансом из-за структурных диспропорций или экономики, характеризующейся медленными темпами роста и постоянно неуравновешенным платежным балансом, не позволяющим проводить активную оздоровительную политику». Аналогичным образом, целью программы SAF стало «преодоление структурных диспропорций и застоя» в странах с низким доходом, «многие из которых на протяжении ряда лет страдали от низкого уровня экономического роста и сокращения дохода на душу населения».

[править] Цели программ поддержки МВФ

Официальные цели:

  • Урегулирование платежных балансов (без принятия мер, негативно влияющих на развитие международной торговли):
    • неотъемлемая роль МВФ;
    • долгосрочный экономический рост;
    • уделение повышенного внимания после 1982 г.
  • Более эффективное использование (распределение) производственного потенциала (имеет решающее значение в переходных экономиках).

Другие цели, заявленные в меморандуме программы, публичных выступлениях и научных трудах сотрудников:

  • борьба с бедностью;
  • защита окружающей среды;
  • сокращение военных расходов;
  • политические цели.

[править] Роль МВФ в экономическом развитии посткоммунистических стран

Среди всех международных организаций МВФ играл наиболее важную роль в процессе трансформации в экономиках посткоммунистических стран. Это объясняется тем фактом, что к началу 1990-х годов МВФ накопил значительный опыт не только в области макроэкономической политики, но и в осуществлении структурных и институциональных реформ. Поэтому считалось, что он полностью готов к принятию ответственности за мониторинг, управление и поддержку процессов трансформации в среднесрочной перспективе.

Но эта деятельность была весьма далека от тех задач, для решения которых изначально создавался МВФ.

Оцените статью
Поделиться с друзьями