ФОТОКАТАЛОГ КЛЕЙМ ЗОЛОТЫХ И СЕРЕБРЯНЫХ ДЕЛ МАСТЕРОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Криптовалюта

Собрать в данном каталоге фотографии всех существующих клейм задача, конечно, не стоит, но, надеемся, что и та малая их часть, которая здесь опубликована и пополняется, будет Вам полезна.

Тема отечественного золотого и серебряного дела ещё достаточно мало изучена, и в ней много «белых пятен». Вопрос об атрибуции некоторых клейм, как и о периоде деятельности некоторых мастеров и предприятий на данный момент остается открытым и исследуется. В известных публикациях по клеймам, как, например, в каталоге М. М. Постниковой-Лосевой, Н. Г. Платоновой и Н. Г. Ульяновой «Золотое и серебряное дело XV-XX вв.». Москва. 1995 г., некоторая информация ошибочна, и ссылаться на них иногда не верно. Просьба не принимать наше описание за истину в последней инстанции, но мы постараемся систематически его корректировать исходя из новых данных. Раздел находится в стадии доработки и наполнения материалом, следите за обновлениями. Будем признательны за указание на неточности в каталоге, новой информации по деятельности отечественных золотых и серебряных дел мастеров и предприятий.

Если у Вас есть желание добавить клеймо, которого ещё нет в каталоге, пришлите нам его качественную и чёткую, сделанную лично Вами, фотографию. Мы можем указать Вас автором присланной фотографии, если она будет опубликована в каталоге.

Если Вам нужна помощь в атрибуции клейм или другая консультация по русскому серебру или ювелирным изделиям, то Вы можете прислать нам крупные, чёткие фотографии клейм и самого изделия, и мы, по возможности, постараемся помочь.

Многие старинные русские изделия из серебра интересны нам для покупки в коллекции, поэтому будем рады рассмотреть Ваши предложения.

rus-antiques@mail.ru

image
image
image

Кострома

Красносельская и Сидоровская волости Костромской губернии

image

МАНИЛОВ В. Зиновьев (?)

Д. Алеево Сидоровской волости.

Известен мастер Манилов Иван Зиновьев из д. Алеево Сидоровской волости, клеймо ИЗМ (Постникова-Лосева № 918):

В Указателе Всероссийской кустарно-промышленной выставки 1902 г. упоминаются братья Маниловы из той же деревни. Вероятно они и есть.

РАТЬКОВ Иван Ефимов

Село Сидоровское

Музейные собрания: ГИМ (ситечко для чая)

Постникова-Лосева: 940а

Фото: Денис Кораблев

МУРОМКИН Петр Михайлов

Село Красное

Музейные собрания: КОКМ (кольцо)

Постникова-Лосева: 1052

Москва

ИВАНОВ Адриан Терентьевич

Владелец фабрики золотых и серебряных изделий.

Период: 1893-1917 гг.

Музейные собрания: ГИМ (солонка, стаканчик, молочник с резьбой)

Постникова-Лосева: 2179

ПОСТНИКОВ Андрей Михайлович

Купец, основатель фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий. Поставщик Двора Е.И.В.

Период: 1868-1917(?)

Музейные собрания: ГИМ (различная посуда и предметы религиозного культа, сканная шкатулка)

Постникова-Лосева: 2230

Акимов Владимир Никитич (?)

Владелец мастерской золотых и серебряных изделий. Встречаются изделия в русском стиле.

Период: 1860 — 1908 г. (?)

Музейные собрания: ГИМ (уполовники с резьбой, чайник, сахарница, кружечка и стакан)

Постникова-Лосева: с точкой нет

СИКАЧЕВ Василий Сергеевич

СДМ с 1881 г. Владелец фабрики серебряных изделий с 1891 г. В основном изготавливал церковную утварь.

Период: 1891(?)-1917 гг.

Музейные собрания: ГИМ (кресты наперсные)

Постникова-Лосева: 2344

ЕРМОЛАЕВ Егор или ЕВДОКИМОВ Ефрем (?)

На данный момент есть два претендента. Оба упоминаются у Скурлова и Иванова.

У Постниковой-Лосевой — неизвестный мастер.

Период: 1834-1867 гг. (?)

Музейные собрания: ГИМ (черневая табакерка, ложка)

Постникова-Лосева: 2436

АЛЕКСЕЕВ Иван Алексеевич

Владелец фабрики золотых и серебряных изделий. В 1897 г. имел 33 рабочих, 10 подростков и 7 мальчиков, выработал серебряных изделий на 13000 руб. Дело в начале XX в. продолжали сыновья  Александр и Иван. Работал в русском стиле.

Период: 1876-1917 гг.

Музейные собрания: ГИМ (оклад иконы с эмалью)

Постникова-Лосева: 2472

ХРОМОВ Иван Степанович (?)

Предположительно клеймо ИСХ принадлежит этому владельцу мастерской серебряных изделий. Других московских мастеров с такими инициалами (ИСХ) найти не удалось. Посуда.

Период: 1895-1912 гг. (?)

Постникова-Лосева: нет

Неизвестный мастер

Изделие: столовая ложка.

Период: 1820 г.

ПЕЦ Константин Яковлевич

СДМ,  владелец «заведения» серебряных, металлических и накладного серебра изделий.

Период: 1835-1875 гг.

Музейные собрания: ГИМ (ложки и стаканчики с чернью, крест, солонка)

Постникова-Лосева: 2601 (без точки)

К. ФАБЕРЖЕ, фирма

Фирма «К. Фаберже». Московское отделение фирмы основано Карлом Фаберже при участии его компаньона Аллана Бо в 1887 г. Фабрика с 1890 г. С 1902 г. — Торговый Дом «К. Фаберже, Москва».

Период: 2.02.1887-1918 гг. (Московское отделение)

Музейные собрания: многочисленные золотые и серебряные изделия во многих музеях.

Постникова-Лосева: 2605

АНДРЕЕВА Матрена Андреевна

Владелица фабрики золотых и серебряных изделий. Посуда, украшения. Встречаются изделия с дополнительным клеймом фирмы «К. Фаберже», через магазин которой, вероятно, иногда реализовывалась продукция.

Период: 1894-1917 гг.

Музейные собрания: ГИМ (столовая и чайная посуда)

Постникова-Лосева: 2629

ГОЛОЩАПОВ Михаил

СДМ. Владелец ремесленного заведения. Посуда.

Период: 1883-1912 гг.

Музейные собрания: ГИМ (солонка в виде деревянной солоницы, рюмка, ложка-ситечко)

Постникова-Лосева: 2638

ДМИТРИЕВ М.

Мастер серебряного, чеканного и черневого дела, владелец мастерской. Посуда.

Период: 1854-1877 гг. (?)

Музейные собрания: ГИМ (стаканы, ложки с чернью)

Постникова-Лосева:

ПОКРОВСКИЙ Николай Тихонович

Владелец мастерской золотых и серебряных изделий. Предметы личного обихода, посуда, чернь.

Период: 1865-1900 (?)

Музейные собрания: ГИМ (портсигар с чернью)

Постникова-Лосева: 2745

КУРЛЮКОВ Орест Фёдорович

Владелец фабрики золотых и серебряных изделий в Москве, основанной в 1895, и магазина. Поставщик Двора Е.И.В. Фирма сотрудничала с мастерской Фёдора Рюкерта.

Период: 1884-1816 гг. (?)

Музейные собрания: ГИМ (чайный, винный приборы с эмалью, портсигар, декоративная ваза)

Постникова-Лосева: 2765

МУХИНА Ольга Александровна (1895: Филипповна)

Владелица фабрики серебряных изделий. Предметы культа, посуда.

Период: 1890- ?

Музейные собрания: ГИМ (стаканчик с резьбой)

Постникова-Лосева: 2766

БАСКАКОВ Пётр

СДМ, цеховой. Посуда.

Период: 1883–1908 гг.

Музейные собрания: ГИМ (рюмка, подстаканник)

Постникова-Лосева: 2783

ЕГОРОВ Павел Иванович

СДМ. Владелец ювелирной мастерской. В основном изготавливал посуду.

Период: 1880–1892 гг.

Музейные собрания: ГИМ (ложки, ложка-ситичко, подстаканник, совочек для сахара)

Постникова-Лосева: 2799

ОВЧИННИКОВ Павел Акимович

Фирма П.А. Овчинникова

Период: 1854 (осн. фабрика) — после 1916 (в 1888 гг. П.А. умер, далее дело продолжали сыновья, в 1916 г. фабрика ещё упоминается)

Музейные собрания: ГИМ (различные предметы посуды, писчий прибор, оклады икон, оправа альбома с эмалью), МК (лампада с прозрачной эмалью), ГЭ (чайный сервиз) и др.

Постникова-Лосева: 2826

САЗИКОВЪ

САЗИКОВЪ, фирма

Фирма Сазиковых

В этот период, с 1830 по 1868 год, фабрикой владел Игнатий Павлович Сазиков, сын основателя фабрики (по Скурлову).

Период (по Волдаевой): 1796 г. — основатели фирмы Фёдор Ермолаевич и его сын Павел Фёдорович Сазиковы прибыли в Москву и записались в купечество.

1804 г. — имеется документ, свидетельствующий об изготовлении и продаже ими серебряных изделий.

1811 г. — получили от Московского магистрата право официально «именоваться фамилиею Сазиков».

1836 г. — решение Департамента мануфактур и внутренней торговли о придании мастерской Сазиковых статуса фабрики.

1837 г. — Игнатий Павловігч Сазиков лично получил «Высочайшее дозволение именоваться Придворным фабрикантом серебряных изделий» (клейма со знаком Поставщика известны только с 1842 г.).

1845 г. — умер основатель фирмы Павел Фёдорович Сазиков.

1887 г. — фабрика и магазин перешли к фирме И.П. Хлебникова

Музейные собрания: Многочисленные предметы в разных музейных собраниях

Постникова-Лосева: без двуглавого орла — знака Поставщика не опубликовано.

ИКОННИКОВ С. М.

Период: 1860-1882 гг.

Музейные собрания: ГИМ (чашка с блюдцем, солонка, сливочник)

Постникова-Лосева: 2872

ЛЕВИН Степан Кузьмич

Владелец фабрики по производству серебряных изделий. Посуда, чернь.

Период: 1875- (?)

Музейные собрания: ГИМ (столовые ложки, стакан с резьбой)

Постникова-Лосева: 2882

РЫЧАГОВ Тимофей Филиппович

Владелец мастерской серебряных изделий. Посуда.

Период: 1896-(?)

Постникова-Лосева: 2933 (без точки)

Рига

МЮЛЛЕР Рихард

ЗДМ, СДМ. Встречаются изделия в русском стиле.

Период: 1873-1897 гг.

Постникова-Лосева: 3377

Санкт-Петербург, Петроград

БР. ГРАЧЁВЫ, фирма

Основатель фирмы Гаврила Петрович Грачев, после его смерти дело продолжали его сыновья. Поставщики Двора Е.И.В.

Период: 1856-1917 гг. (?)

Музейные собрания: ГИМ (самовар, стопа, стакан, складень, нож десертный, серебряная скульптура Петра I на каменном постаменте, часы в виде скалы, ложка); ГЭ (солонки с эмалью); ГОП (ковш в форме раковины) и др.

Постникова-Лосева: 1237

ИВАНОВ Василий (?)

Предположительно один из Василиев Ивановых. И у Иванова, и у Скурлова есть несколько претендентов.

Период: 1897 — 1899 (клеймо-двойник с засечками, поставлено как основное)

Иванов: 1613, 1616, 1617

Постникова-Лосева:

Скурлов:

КОХУН Роберт (Роман) Яковлевич

СДМ, купец 1-ой гильдии. С 1842 по 1879 г. содержал фабрику фирмы «Никольс и Плинке» на Лиговской ул., д. 38

Период: 1842-1883 (?)

Музейные собрания: ГИМ (кофейник, сахарница и сухарница с резьбой)

Постникова-Лосева: 1395-1397

Санкт-Петербург, Петроград. Клейма на английском языке

ЛЮБАВИН Александр Венедиктович

СДМ и ЗДМ, основатель и владелец фабрики серебряных изделий «ЛЮБАВИН». Золотая медаль на выставке в Н. Новгороде в 1896 г. Поставщик Двора Е.И.В.

Период: 1893-1917 гг.

Музейные собрания: ГИМ (кружка и бокал с резьбой, оправа складня, сахарница, закладные доски); КОКМ (стакан)

Постникова-Лосева: 1476 (AL.), 1477 (A.L)

НОРДБЕРГ Иосиф (Nordberg Joseph, 1817–1887)

ЗДМ и СДМ. Несоответствие дат жизни Нордберга и даты клейма на фото можно объяснить тем, что часто наследники умершего мастера продолжали довольно длительное время использовать его именник. Другого мастера с таким именником неизвестно.

Период: 1873-1917 гг. (?)

Музейные собрания: ГИМ (солонка, щипцы для сахара)

Постникова-Лосева: 1736

НИКОЛЬС И ПЛИНКЕ

Известная петербургская фирма «Английский магазин». Владельцы: Виллиам Плинке и Константин Никольс — потомственные почетные граждане с 1844 г. Поставщики Двора Е.И.В. Придворная контора заготовляла все серебряные вещи через их магазин. Фабрику фирмы с 1842 по 1879 гг. содержал купец 1-ой гильдии Роберт (Роман) Яковлевич Кохун. С началом Крымской войны название «Английский магазин» убрали из названия фирмы. С сентября 1855 по 1880 гг. фирма являлась регулярным поставщиком Капитула Императорских и Царских орденов.

Период:

Музейные собрания: ГИМ (чайные сервизы, бульотка, ваза со скульптурными фигурами, поднос, кружка)

Постникова-Лосева: 1811, 1812

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

Волдаева — Волдаева, В.Ю. Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века : автореферат дис. … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Волдаева Вероника Юрьевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. — Москва, 2009. — 25 с. (PDF, 981 Кб. Источник: rsl.ru); диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Волдаева Вероника Юрьевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. — Москва, 2009. — 238 с.

ГИМ — Государственный Исторический музей

ГОП — Государственная Оружейная палата

ГЭ — Государственный Эрмитаж

Е.И.В. — Его Императорского Величества

ЗДМ — золотых дел мастер

Иванов — Иванов, А.Н. Пробирное дело в России (1700-1946) = Assaying and Hallmerking in Russian (1700-1946) : Рук. и пособие для экспертов-искусствоведов Территор. упр. М-ва культуры Рос. Федерации по сохранению культур. ценностей, музейн. работников и иных специалистов / Александр Николаевич Иванов. — М. : Рус. нац. музей, 2002. — 750, [1] с. : ил., портр., табл.; 30 см.; ISBN 5-242-01710-4

КОКМ — Калужский областной краеведческий музей

МК — Музей керамики

Постникова-Лосева — Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. : (Территория СССР) / М. М. Постникова-Лосева, Н. Г. Платонова, Б. Л. Ульянова; [ВНИИ искусствознания]. — М. : ЮНВЕС : ТРИО, 1995. — 373,[2] с. : ил.; 30 см.; ISBN 5-88682-002-7 (В пер.) : Б. ц.

СДМ — серебряных дел мастер

Скурлов — Архив Валентина Скурлова

ТД — Торговый Дом

ЮДМ — ювелирных дел мастер

Литература и источники:

Адресные книги и справочники XIX — начала XX в.

Архив Валентина Скурлова

Волдаева, В.Ю. Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века : автореферат дис. … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Волдаева Вероника Юрьевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. — Москва, 2009. — 25 с. (PDF, 981 Кб. Источник: rsl.ru) ; диссертация … кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Волдаева Вероника Юрьевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. — Москва, 2009. — 238 с.

Всемирные и всероссийские выставки XIX — начала XX вв.

Иванов, А.Н. Пробирное дело в России (1700-1946) = Assaying and Hallmerking in Russian (1700-1946) : Рук. и пособие для экспертов-искусствоведов Территор. упр. М-ва культуры Рос. Федерации по сохранению культур. ценностей, музейн. работников и иных специалистов / Александр Николаевич Иванов. — М. : Рус. нац. музей, 2002. — 750, [1] с. : ил., портр., табл.; 30 см.; ISBN 5-242-01710-4

Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. : (Территория СССР) / М. М. Постникова-Лосева, Н. Г. Платонова, Б. Л. Ульянова; [ВНИИ искусствознания]. — М. : ЮНВЕС : ТРИО, 1995. — 373,[2] с. : ил.; 30 см.; ISBN 5-88682-002-7 (В пер.) : Б. ц.

Смотрите также разделы:

РУССКОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРА ПО РУССКОМУ ЮВЕЛИРНОМУ ИСКУССТВУ

проба столового серебра

Благородный состав металла в чистом виде не пригоден для создания качественных ювелирных изделий, не говоря уже о посуде. Вся проблема заключается в хрупкости металла. Для придания лучших механических качеств и насыщения цвета, серебро обогащают иными цветными металлами. Маркировка на изделии отображает содержание серебра в сплаве.

Если же говорить о посеребренном изделии, то при маркировке в обязательном порядке указывается обозначение основного металла или сплава. Например, существуют такие варианты:

  • АЛ – алюминий;

  • МНЦ – нейзильбер;

  • МН – мельхиор;

  • НЕРЖ – нержавеющая сталь.

Столовые приборы, которые покрываются серебром, характеризуются наличием двойной маркировки – используется марка основного материала вместе с клеймом. Это правило действует для всех изделий, произведенных в Российской Федерации. Если речь идет об антиквариате, то в данном случае может указываться клеймо только тончайшего покрытия из серебра (посеребрения).

Производители: немецкое, французское, русское столовое серебро

1. Франция. Французские мастера многие века держали лидерство в производстве столового серебра. Однако изначально серебряная посуда ценилась, в первую очередь, за антисептические качества. Эстетические цели не преследовались. Особенно ценится французская серебряная посуда следующих мастеров:

  • Ercuis;

  • Odiot;

  • Hippolyte Thomas;

2. Англия. Еще с начала 14 века английские короли издали указ, что каждый мастер по серебру обязан использовать качественные сплавы и ставить свою особую маркировку. Уже в те времена была замечена мягкость данного материала.

Знаменитые английские мастерские:

  • John & William F Deakin;

  • Wakely & Wheeler;

  • George Ridley & Nathan Hayes;

  • Barker Brothers Limited.

3. Германия. Особенно ценится немецкое столовое серебро, которое имеет давнюю историю. Известные немецкие фабрики:

  • Herbert Zeitner;

  • Robbe & Berking;

  • Franz Schnell Halle.

4. Дания. Изделия из этой скандинавской страны отличаются особым изяществом. Следует выделить следующих мастеров:

  • COHR;

  • Anton Michelsen;

  • Georg Jensen.

5. Россия. Крупнейшими поставщиками столового серебра на территории Царской России были фабрики Курлюкова, Лорие, Карла Фаберже, Хлебников. Особое внимание заслуживает «Кубачинское серебро».

Клеймо на серебряной посуде: различия в маркировке

Клеймение известно своей разнообразностью. Каждое государство в настоящее время применяет собственный рисунок для обозначения пробирных клейм. Практически все страны придерживаются метрической системы – количество драгоценного металла в процентах на 1000 единиц сплава. Таким образом, в международной системе имеются следующие пробы:

  • 999;

  • 960;

  • 925;

  • 916;

  • 875;

  • 800;

  • 750.

В качестве присадок (легирующего элемента) обычно используются более твердые и пластичные металлы, такие как медь, кадмий, алюминий, никель, цинк – все они делают серебро более долговечным и стойким к истиранию.

Чаще всего для изготовления посуды и приборов сервировки используется 875 проба серебра. Для производства серебряных столовых предметов с эмалированием применяется сплав 916 пробы. Сплав 960 пробы – это уже филигранные изделия с антисептическими свойствами. Нужно отметить, что в некоторых странах серебряные изделия радируются, что придает дополнительную стойкость к окислению. К примеру, таким образом поступают в Италии.

Старые столовые приборы из серебра имеют обычно пробу в золотниковой системе. То есть, вилки и ложки из серебра пробы 84 – это аналог современной 875 пробе. Однако стоимость ложки с обозначением 84 пробы выше, поскольку такое изделие идет уже в качестве антиквариата.

Серебро имеет отличия в цвете. Закономерность простая: чем выше содержание серебра в сплаве – тем металл будет белее.

Странные пробы и клейма на ложках серебра. Что делать?

Антикварные столовые приборы, которые изготавливались ручным способом, сегодня не являются редкостью. До 19 века единой системы маркировки и клеймения просто не существовало в природе. По этой причине обозначения могут удивить. В наше время по отличительным знакам представляется возможным узнать место происхождения изделия – Англия, Германия, Франция, Италия, Россия. В таких случаях на экспертизу нужно обращаться к специалистам – они помогут установить происхождение предмета и даже его историю.

Что такое золотниковая система проб?

На каждом серебряном изделии уже много столетий ставится проба. Она определяет содержание в сплаве благородного металла и примесей, в виде более дешевых элементов, таких как:

  • медь,
  • никель,
  • цинк,
  • марганец.

Примеси необходимы для придания серебряным предметам твердости, прочности, износостойкости. Без них серебро слишком мягкое и не будет долго держать форму. (подробнее: Клейма на серебряных изделиях)

Кроме долговечности, дополнительные металлы изменяют свойства. Чем их больше в сплаве, тем украшения быстрее темнеют, меньше блестят. (см. также: Ювелирные украшения из серебра)

Золотниковая система проб построена на принятой в дореволюционной России мере веса – золотнике, равном одной 1/96 фунта. Таким образом, 84 проба дает понять, что в сплаве 84 доли серебра и 12 меди. 

Чистый благородный металл будет соответствовать 96 пробе.  В 18 веке подобных проб было много: 72, 74, 82, 84, 87, 88, 90, 95. К концу 19 века их число заметно уменьшается, остаются только самые востребованные и распространенные: 84, 88, 95 и 91.

После 1927 года золотниковая система была полностью вытеснена метрической. В современной России встречается только она.

Здесь чистый металл имеет пробу 999, с примесями меньшее значение. Например, самая популярная проба 925, из которой произведено большинство серебряных ювелирных украшений, обозначает, что в сплаве находится 92,5% благородного металла и 7,5% примесей. Серебро 84 пробы в золотниковой системе соответствует 875-ой в метрическом исчислении.

Не все старинные значения соответствую современным пробам. За долгие годы русские стандарты претерпели большие изменения. Сплавы драгоценных металлов теперь полностью совпадают с теми, что используются в Америке и европейских странах. Примером может стать золотниковая проба 82. В метрической системе получается 854. Ее в настоящий момент не существует. Чтобы перевести золотниковое значение в метрическое, необходимо старую пробу разделить на 96 и умножить на тысячу.

Клеймо на серебре 84 пробы

Как и серебряные изделия современной России, антикварные вещи обязательно имеют клеймо, свидетельствующее о подлинности украшения или столового прибора. Если присмотреться, можно увидеть профиль девушки в кокошнике.  До 20 века он был повернут в левую сторону, затем направление изменили на противоположное.

Рядом ставилось числовое значение сплава, год изготовления, инициалы мастера или ювелирного дома, работавшего над созданием предмета. Такое большое количества информации помогает без труда определить, где и когда появилось серебряное изделие. Клейма на украшениях и посуде отличаются величиной. В первом случае они еле заметны, во втором – крупнее. Сначала клеймо делали выпуклым, в 20 веке перешли на вогнутый вариант.

Изделия из серебра 84 пробы

Сплав 84 пробы серебра сохраняет много свойств, присущих чистому металлу, но, из-за меди, которую чаще всего добавляют в состав, поверхность быстро окисляется под воздействием воздуха, влаги и покрывается неприятным темным налетом. Поэтому предметы и украшения из такого серебра необходимо подвергать частой чистке, чтобы вернуть им первоначальный блеск и красоту.

84-ый сплав был очень востребован во времена царской России. Такая популярность связана с его доступностью по цене и хорошими потребительскими качествами. Иногда, на ювелирных украшениях нанесено подобное клеймо, но больше всего серебряных кухонных приборов: ложки, ножи, вилки, подносы, подстаканники, подсвечники.  Кроме этого, в антикварных магазинах встречаются шкатулки, портсигары и другие предметы быта. Ювелиры старались сделать серебряные изделия с пробой 84 изысканными, неповторимыми, богато украшенными, чтобы подчеркнуть достаток и высокое положение в обществе владельцев.

Серебро охотно покупали во все времена, так как верили в его чудодейственную силу. По приданиям оно отгоняет злых духов, снимает порчу, сглаз. Вода, помещенная в серебряную посуду обладает антибактериальным эффектом. 84 сплав, как раз, обладает всеми свойствами, доступен разным слоям населения.

проба серебра: цена за грамм

Изделия с вышеупомянутой пробой давно уже не выпускаются на территории нашей страны. Их не встретить в местах продажи ювелирных украшений, но можно найти в антикварных лавках в довольно хорошем состоянии. Они могут стать замечательным подарком для близкого человека, только стоит учитывать, что стоимость раритетных серебряных вещей в несколько раз выше, чем на предметы из такого же современного сплава.

Цена на современные украшения и другие изделия 875 пробы определяются, исходя из колебаний курса серебра и расходов на производство, транспортировку, зарплату продавцам. Белый благородный металл сегодня не так ценится, как золото. Его стоимость в пределах 20-40 рублей за грамм. Низкопробные сплавы ценятся еще меньше и используются в основном для производства посуды и столовых приборов.

Если на серебряном предмете стоит проба 84, то он обязательно является старинным, и будет стоить намного дороже изделий из такого же сплава современного изготовления. Антиквариат имеет большую ценность с культурной и исторической точки зрения. Он дает представление о жизни людей в ту эпоху, когда появился, позволяет узнать, какие были популярны серебряные изделия и из каких сплавов.

В наши дни винтажные украшения из драгоценных металлов снова в моде, поэтому появился спрос на серьги, кольца, цепочки, на которых указана 84 проба серебра клейма. То же самое касается различных предметов быта, способных придать интерьеру необычный, аристократический вид. Все это привело к увеличению стоимости.

Общие сведения

Проба 84, проставленная на серебре, до 1927 года служила для определения качества белого металла в России. Цифры свидетельствовали о том, что изделие содержит в себе 84 доли чистого серебра и только 12 долей других примесей.

В прошлом для маркировки серебра использовали почти десяток проб. Каждое изделие отличалось составом сплава, от которого зависела его стоимость. Самая низкая маркировка говорила о том, что металл состоит лишь на половину из благородного металла. Оценивались вещи по принципу, чем чище серебряный состав, тем больше за него придется заплатить. Клеймо с цифрами 84 сейчас ценится достаточно высоко, но окончательная стоимость будет зависеть от давности чеканки.

Интересно, что дореволюционная «золотниковая система» существовала еще целых 10 лет после окончания в 1917 году эры монархии, т.к. лучшей замены для обозначения ценности изделия, придумано не было.

image Клеймо серебра 84 пробы, используемое до 1908 года

Читайте также:  Клубная карта “585 Золотой” – привилегии и проверка баланса

«Какие пробы серебра существуют и что означают цифры?»

Информация, которую сообщают виды клейм на серебре – пропорция чистого драгоценного металла к примесям. Чистого серебра в природе нет, к этому статусу приравнивается серебро 999-ой пробы, которое используют изготовления слитков как денежной единицы, и в стоматологии.

Чистое серебро – блестящего белого цвета и мягкое. Порезать чистое серебро можно кухонным ножом. Чтобы укрепить сплав и понизить стоимость изготовления украшений, используют медь. Поэтому низкопробные серебряные изделия (серебряные ложки и другие приборы, статуэтки, посуда, недорогие декоративные булавки) – с красноватым отливом.

800, 830 и популярная 875-ая – низкие пробы серебра. Клеймо серебре 875 пробы – хороший знак, если перед вами предметы быта, столовые приборы, интерьерные украшения. Какой пробы столовое серебро еще бывает – далее.

Серебро 800-ой пробы используют в качестве материала для покрытия латунных столовых приборов. Какие есть пробы серебра еще? В ювелирном деле не используется сплав пробы ниже клейма 800 пробы серебра. Если вы заметили другие цифры – перед вами подделка.

Состав и свойства серебра 84 пробы

Определить, сколько чистого серебра находится в сплаве, на котором проставлена проба 84, не составит труда. С учетом того, что русский фунт содержит 96 золотников, нужно 84 разделить на 96 и умножить на 100. Путем нехитрых математических действий, получается 87,5 %. Если перевести данный результат на современную систему пробирования, получается, что серебро 84 пробы является аналогом нынешней 875 пробы. Изделия с такой маркировкой были популярны более 100 лет назад, но до сих пор не утратили своей актуальности.

Сплав металла 84 пробы содержит 87,5% серебра. Все остальное занимает медь. Кроме нее в состав могут входить:

  • цинк;
  • алюминий;
  • никель;
  • кадмий.

Каждая из этих добавок определяет эксплуатационную выносливость изделия, его цвет и цену.

Хотя чистое серебро и считается более ценным материалом, чем его сплавы, лигатуры придают ему прочности. Это позволяет изготавливать различные серебряные украшения, предметы интерьера и декора, которые будут отличаться не только красотой, но и крепостью. Такие изделия не подвержены механическому износу, не стираются, не царапаются и не темнеют. Также медь придает сплаву интересный желтый оттенок.

Серебро 84 или современной 875 пробы используется в основном в декоративных и художественных целях. Его можно носить, чистить и мыть без опасения, что оно потускнеет, поцарапается или деформируется.

image Клеймо серебра 84 пробы и имя мстера

image
image
image

Значение 84-й пробы серебра

В чистом виде серебро малопригодно для изготовления из него каких-либо предметов. Оно слишком мягкое и легко деформируется. Чтобы придать ему прочность и способность к длительному ношению, в серебро добавляют примеси, улучшающие некоторые его свойства. Чаще всего серебро выпускают в сплавах с более дешевыми металлами:

  • медью;
  • цинком;
  • марганцем;
  • никелем.

image Пробы серебра в Царской России

Проба — указание соотношения веса драгметалла к общему весу сплава, из которого сделаны украшения или предметы. Система определения проб драгметаллов и их клеймения введена Петром I в 1711 году и просуществовала до 1927 года, то есть более 200 лет. Собственно, в этом году сама пробирная служба не изменилась, а осуществлен переход к измерениям в метрической системе.

А в царской России значения проб определялись по золотниковой системе измерений. Единицей веса был русский фунт, состоящий из 96 золотников. В золотниках измерялось и наличие ценного металла в сплаве. Число 84 в клейме, нанесенном на проверяемый экземпляр, означало, что содержится 84 части собственно драгметалла, а общий вес сплава составляет 96 частей. Говоря другими словами, составляющая серебра равна 84/96, а остальные 12/96 — это лигатура, то есть более дешевые примеси.

Применение царского серебра 84 пробы

Серебро 84 пробы было довольно востребовано в царской России среди состоятельных граждан. Чаще всего из такого сплава делались предметы обихода, посуда, интерьерные украшения и личные вещи. Например, очень эффектно смотрелись портсигары и шкатулки, стаканы и подстаканники, солонки и сахарницы.

Читайте также:  Из чего делают черные кольца и как их правильно носить?

Стоимость серебряных изделий не была слишком высокой, но позволить себе их приобретение не могли люди среднего класса. Подобные вещи свидетельствовали о статусе своего владельца. Для повышения престижности некоторые изделия из серебра местами золотились. Особенно эффектно смотрелись серебряные шкатулки и табакерки с внутренней позолотой. Снаружи было серебро, а внутренняя часть красиво переливалась желтым цветом.

Подстаканник из серебра 84 пробы

«Где находится проба на серебряных изделиях и как узнать пробу серебра?»

Любители ювелирных украшений знают, что пробы серебра ювелирных изделий – клеймо мастерской, контролирующего органа или другую пометку на украшении нужно поискать. Ведь согласно правилам оформления ювелирных изделий, клейма (серебро, Россия) не должны портить внешний вид украшения, менять фактуру, влиять на эстетические свойства.

Когда украшение мало или состоит из невесомых деталей, даже самая лучшая проба серебра расположена на приплавленной пластине. В магазине в карточках товара мы помещаем два-три снимка украшений. В том числе с «внутренним ракурсом», чтобы покупателям была видна проба. Приближайте части изображения! Узнайте, какая проба серебра лучше – далее.

Плюсы и минусы

Серебро достаточно красивый и блестящий металл, из него можно «лепить» различные изделия, придавая им какую угодно форму и создавая на поверхности уникальные орнаменты. Серебряная посуда способна выдерживать многократные чистки и мытье, при этом она не потеряет своего внешнего вида. При надлежащем уходе столовые предметы не поцарапаются и не потускнеют.

Минус царского серебра 84 пробы в том, что оно не пригодно для изготовления ювелирных украшений из-за его низкого для данной сферы качества. Стоимость их не будет окупать затраты, вложенные на производство. К тому же наличие лигатур в сплаве, в частности меди, придают металлу желтоватый оттенок, что не всегда уместно для украшений.

Наперсток из серебра 84 пробы

Различные состояния сохранности ложек

Столовое серебро имеет достаточно имеет свойство окисляться. Серебро хоть красивый и прочный, но весьма подверженный окислению металл. Как результат, серебро теряет свой внешний вид, чернеет и не создает хорошего впечатления. Избежать этого можно следующим образом:

  • закрыть доступ поступления влажного воздуха и держать ложки в специальной емкости;
  • ложки необходимо держать в специальной бумаге;
  • отполировать серебро специальным составом.

Подобный подход гарантирует надежное хранение и высокую степень сохранности.

Антикварная ценность

Серебро с клеймом 84 имеет большую антикварную значимость, нежели нынешние вещи 875 пробы. Распознать истинные ценности можно по маркировке на изделиях. Рядом с цифрами находится клеймо в виде профиля женщины в кокошнике. Ее голова повернута влево на тех предметах, которые выпускались до 20 века, а начиная с 1908 года женский профиль начал смотреть вправо. Там же должно быть клеймо мастера, вернее его инициалы, и год изготовления. Все элементы маркировки до конца 19 века были выпуклыми.

Если посчастливилось заполучить в собственность серебряную вещь 84 пробы, то можно быть уверенным, что это поистине уникальное изделие, обладающее как культурной, та и исторической ценностью.

Портсигар из серебра 84 пробы

Как проходит оценка стоимости столового серебра

Чтобы полноценно оценить стоимость столового серебра, необходимо учесть несколько важнейших факторов:

  • соотношение драгоценного металла к иным сплавам;
  • художественная и историческая ценность;
  • эстетичный внешний вид и отсутствие деформации;
  • проба серебра;
  • принадлежность к изделиям, изготовленным знаменитыми мастерами.

Мы предлагаем нашим клиентам продать столовое серебро в Москве — портсигары, подстаканники и сервизы по приемлемой стоимости, а также обратиться к нам любым удобным способом в удобном круглосуточном режиме. Мы сможем профессионально проконсультировать по всем интересующим вопросам! Старинное столове серебро станет достойным дополнением в вашей коллекции! Вам гарантирован строго индивидуальный подход и быстрый денежный расчет наиболее удобным способом!

Наши преимущества

Крупные покупки более 1.000.000 руб. Профессионально подтвержденная оценка Опыт работы более 10.000 лотов

Оставьте заявку

Или WhatsApp

Читайте также:  Сравниваем красное и желтое золото | Определяем лучшее

Стоимость

Цена на серебро, как и на другие драгоценные металлы, меняется довольно часто. Хотя стоит отметить, что по сравнению с золотом или платиной, это самый стабильный сплав. За пару лет цена за грамм металла изменялась в среднем на пять рублей и составляла от 25 до 30,5 рубля.

Узнать актуальную стоимость на определенный день, можно в сводках Центрального банка России. Цены в ломбардах или на антикварном рынке могут отличаться. Но все это касается серебра в целом, т.к. сплав 84 пробы оценивается по антикварной значимости изделия.

Особенности ухода за изделиями

Если в доме есть серебряные предметы с указанием 84 пробы, следует уметь правильно за ними ухаживать. Посуду и столовые приборы после использования моют теплой мыльной водой, затем тщательно ополаскивают и высушивают. Хранят изделия в сухом месте, обернутыми в мягкую ткань.

Серебро при длительном контакте с человеческой кожей, имеет свойство окисляться и темнеть. Это касается главным образом портсигаров и различных шкатулок, т.к. украшения данной пробы встречаются редко. Подобная реакция возникает из-за взаимодействия металла с потом. Раньше считалось, что это признак плохого здоровья человека или насланной на него порчи, но потемнение носит сугубо химический характер.

Если серебряное изделие потемнело, его чистят смесью соды и соли. Если налет достаточно сильный, то делают пасту из соды, нашатырного спирта и зубной пасты. Кисточкой наносят состав на очищаемую поверхность и выжидают пару минут. Когда налет сойдет, предмет ополаскивают проточной водой и вытирают насухо. Если пятна сами не проходят, нужно немного потереть их ватным диском.

Любое серебряное изделие 84 пробы станет отличным презентом или капиталовложением, и будет передаваться в семье из поколения в поколение.

Оцените статью
Поделиться с друзьями