Доверительное управление деньгами 5 букв

Инвестиции

Доверительное управление – услуга по вложению денежных средств в ценные бумаги фондовой биржи со стороны “управляющей компании” для широких слоев населения, далеких от рынка ценных бумаг.

Дата публикации: 19.06.2019

Доверительное управление на рынке ценных бумаг

В данном случае, в большинстве случаев, средства передаются в управление банку или управляющей компании имеющим специальную лицензию ФСФР. В нашей стране данный вид деятельности регулируется статьёй 1012 ГК РФ.

Для передачи средств в доверительное управление сначала составляется и подписывается договор с управляющей компанией. В этом договоре отражаются все существенные условия касаемые управления деньгами клиента. Среди этих условий могут быть, например, такие как:

  • Класс финансовых инструментов составляющих портфель;
  • Максимальная просадка допускаемая при управлении инвестиционным портфелем;
  • Условия выплаты вознаграждения управляющему и т.д, и т.п.

Услуга доверительного управления является относительно дорогим удовольствием. Ведь в данном случае речь обычно идёт об индивидуальном подходе к требованиям каждого клиента, а потому инвестирование, например, в ПИФы или в другие инвестиционные фонды обходится значительно дешевле (в плане комиссии уплачиваемой за управление).

Кроме этого, здесь могут существовать определённые требования к минимальному размеру управляемого капитала. Как правило, чем более индивидуальный подход требуется инвестору (в соответствии с его конкретными личными запросами и инвестиционными целями), тем выше минимальная планка по торговому капиталу.

Принимая средства в управление, ни один серьёзный банк и ни одна серьёзная управляющая компания не гарантируют инвестору определённый уровень доходности. Поскольку очевидным является тот факт, что возможная доходность от инвестиционной деятельности во многом зависит от экономической конъюнктуры, всегда следует с большим подозрением относится к тем, кто даёт в этом отношении чёткую гарантию (допустим, обещает доходность стабильно не ниже n% в месяц).

Нюансы расчёта вознаграждения управляющего

В большинстве случаев работа по управлению инвестициями оплачивается по следующим двум схемам:

  1. Оплата за управление. Не зависит от результатов и выплачивается управляющему в любом случае (при этом не важно, прибыль или убыток были получены). Рассчитывается обычно в виде фиксированного процента от управляемого капитала;
  2. Оплата за результат. Предполагает выплату в виде оговоренного процента от полученной в результате управления прибыли. То есть, в данном случае, управляющий получает вознаграждение только в том случае, когда результат его работы положителен (получена прибыль).

Более логичным и справедливым решением здесь кажется оплата за результат. Получил трейдер управляющей компании прибыль – заработал своё вознаграждение, понёс убыток – остался без оплаты.

Однако на деле всё оказывается не так просто и очевидно, как оно кажется на первый взгляд. Выплата вознаграждения в расчёте от полученной прибыли может подтолкнуть управляющего к необоснованному риску в погоне за оной. Причём рисковать при этом он будет деньгами инвестора и в случае неудачи – не потеряет ничего, а только останется без своего вознаграждения. Зато в том случае, если будет получена хорошая прибыль, управляющий будет рассчитывать и на приличное вознаграждение.

В данном случае можно предложить выход, в виде договора составленного с указанием всех важных нюансов касаемых управления портфелем. А именно:

  • Список доступных финансовых инструментов;
  • Максимальная просадка стоимости инвестиционного портфеля;
  • Уровень диверсификации и т.п.

Но данный способ подходит только тем инвесторам, которые отдают в управление действительно большую сумму денег (речь идёт о миллионах долларов), поскольку в иных случаях, банки и управляющие компании вряд ли пойдут на такие условия.

Суть доверительного управления

Мероприятия по предоставлению активов в доверительное управление определяются гражданским правом. Порядок и правила оформления процедуры передачи имущества прописаны в гл. 53 ГК РФ. Определение процесса передачи объектов или ресурсов другому лицу по соглашению доверительного управления приведено ст. 1012 ГК РФ. Законодатель обозначает, что одна сторона предоставляет право другому участнику сделки распоряжаться имуществом на временной основе. Главной целью такого формата распоряжения имущественными объектами является приумножение капитала владельца актива.

ВАЖНО! Доверительный управляющий после заключения сделки не получает имущество в собственность, договором предусматривается только временное распоряжение для повышения прибыли владельца активов.

Управляющее лицо может заключать сделки с вверенным ему имуществом. Все договорные отношения он оформляет от своего имени, но в документации обязательно должен указываться статус доверительного управляющего, а не полноправного владельца. Если соответствующие пометки в документации не будут сделаны, то управляющий за результаты сделки будет отвечать своими материальными ресурсами и имуществом (ст. 1012 п. 3 ГК РФ). По стандартам п. 1 ст. 1013 ГК РФ объектом доверительного распоряжения может выступать:

  • исключительные права;
  • наборы имущественных активов;
  • отдельные активы недвижимости;
  • акции, облигации и другие виды ценных бумаг.

Вопрос: Может ли доверительный управляющий передать имущество, находящееся в доверительном управлении, в залог? Посмотреть ответ

Правила передачи имущества по соглашению доверительного управления

Для предоставления имущества сторонним лицам в доверительное управление предусмотрен ряд ограничительных мер:

  • нельзя вверять управляющему денежные средства;
  • под запрет для передачи управляющим попадает имущество, эксплуатируемое на условиях оперативного управления (п. 3 ст. 1013 ГК).

Как не допустить ошибок при передаче имущества в доверительное управление?

В роли доверительного управленца может выступать юридическое лицо или ИП (п. 1 ст. 1015 ГК РФ). Не допускаются к управлению чужим имуществом государственные органы и структуры местного самоуправления. Порядок эксплуатации имущественных объектов оговаривается в договоре между собственником активов и управляющим. Сделка оформляется письменным договором. Договорная документация, касающаяся управления недвижимостью, должна пройти государственную регистрацию.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Договор на доверительное распоряжение и управление недвижимостью считается действительным и вступившим в силу с момента получения имущества управляющим.

В договорной документации в обязательном порядке указывают такие сведения (ст. 1016 ГК РФ):

  • состав имущества, подлежащего передаче управляющему;
  • обозначение лица, которое будет выступать в качестве доверительного управленца;
  • форма вознаграждения работы управляющего и размер платы ему (если договор предполагает введение системы оплаты таких услуг);
  • срок окончания действия соглашения (максимальный период делегирования полномочий по управлению имуществом – 5 лет).

Отсутствие даже одного из перечисленных условий создает предпосылки для признания договора недействительным. Правила передачи доверяемых активов предполагают, что эти объекты будут отделены от общего комплекса имущества собственника. Вверенное управляющему имущество должно учитываться на отдельно выделенном балансе, который составляет сторона, осуществляющая действия по распоряжению активами.

Налогообложение

Нюансы ведения бухгалтерии при доверительном управлении раскрываются п. 1 ст. 1018 ГК РФ и в Приказе Минфина от 28 ноября 2001 г. № 97н. Положения этих правовых актов регламентируют не только передачу полномочий по распоряжению имуществом, но и возникновение обязательства у управляющего вести отдельный учет вверенных ему объектов. Для назначенного управляющего лица ситуация сложна тем, что ему необходимо вести основную бухгалтерию своей деятельности и обособленный учет операций с доверенным ему имуществом.

Для отражения в учете факта получения в доверительное управление одного или нескольких объектов управленец использует счет 79.

ЗАПОМНИТЕ! При организации обособленного учета по активам в доверительном управлении управляющий должен руководствоваться положениями учетной политики владельца имущества.

Приказ № 97н обязывает управляющих в конце каждого отчетного периода составлять бухгалтерскую отчетность и формировать отчет управляющего для ознакомления с содержащимися в них данными собственника. Из отчетной документации владелец имущества должен видеть сумму активов и обязательств, уровень доходов и расходов, связанных с распоряжением активами.

Для реализации деятельности по доверительному управлению законодатель установил ограничения по возможности применения таких режимов налогообложения:

  • ЕНВД;
  • патентная система.

Норма, диктующая невозможность перехода управляющего на эти спецрежимы, исходит из положений НК в п. 2.1 ст. 346.26 и п. 6 ст. 346.43.

Уплата НДС

Деятельность, связанная с распоряжением имуществом по договору доверительного управления, накладывает на управляющего обязательство по исчислению и уплате НДС. Управляющий должен при сделках по продаже товаров или услуг выставлять счета-фактуры, делая соответствующие записи в книге покупок и продаж. К вычету НДС может приниматься управляющим, если контрагенты выставили счета-фактуры на его имя.

П. 5 ст. 174.1 НК обязывает управляющих по каждому из имеющихся у них договоров на доверительное распоряжение имуществом по окончании отчетного периода составлять и подавать в налоговые органы декларации по НДС. Налоговый орган для подачи декларации выбирается с привязкой к месту учета управляющего. По операциям с имуществом, находящимся в доверительном распоряжении, у собственника активов обязательств по уплате и отчетности НДС не возникает.

Налог на имущество

Налог на имущество в случаях доверительного управления лицом, уполномоченным распоряжаться отдельными активами, не начисляется и не уплачивается. Обязательство по расчетам с бюджетом в отношении налога на имущество остается у собственника активов (п. 1 ст. 378 НК).

Налог на прибыль

Для обеспечения правильности налогообложения прибыли управляющий организовывает фиксацию доходов и расходов в учете по деятельности, связанной с управлением чужим имуществом, отдельно от собственных учетных мероприятий (ст. 332 НК РФ). Налоговый расчет ведется только одним способом – методом начисления. Порядок расчета суммы налога и его уплаты зависит от условий договора между владельцем активов и управляющим:

  1. Если в роли выгодоприобретателя выступает собственник, то управляющий регулярно представляет ему отчеты с информацией о суммах доходов и расходов по объектам. Владелец учитывает эти данные в составе внереализационных статей доходности и затрат.
  2. Если собственник не установлен по условиям договора выгодоприобретателем, то расходная и доходная базы по объектам используются для определения налоговой базы для налогообложения у выгодоприобретателя.

ЭТО ВАЖНО! Затраты на выплату вознаграждения управляющему всегда должны оставаться расходной статьей собственника активов, их сумма не участвует в расчете налога на прибыль у выгодоприобретателя, если им является другое лицо.

Земельный налог

У управляющего не возникает обязательств по уплате земельного налога за участки, переданные ему в распоряжение по договору доверительного управления. Обоснование этого факта вытекает из п. 1 ст. 388 НК РФ, где устанавливается перечень плательщиков этого вида налога. Плательщиками выступают лица, которые обладают правом:

  • собственности;
  • бессрочного пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Преимущества и недостатки доверительного управления недвижимостью

h2 1,0,0,0,0–> p, blockquote 7,1,0,0,0–>

Доверительное управление в России развивается семимильными шагами, а такая услуга начинает пользоваться все большей популярностью. Конечно же, у этой услуги есть как преимущества, так и недостатки, которые нужно знать.

p, blockquote 8,0,0,0,0–>

Преимущества:

p, blockquote 9,0,0,0,0–>

  • Экономия времени. Услуги доверительного управления могут предоставить собственникам серьезную временную экономию и с этим не поспорить. Им больше не придется куда-то ездить, иметь конфликты с нанимателями, контролировать квартиру. Всем этим займется агент.
  • Регуляция законодательством. Опять-таки, фонды доверительного управления регулируются законодательством Российской Федерации, поэтому обмануть собственника никто не может.

Недостатки:

p, blockquote 10,0,0,0,0–>

  • Лишние траты. Доверительное управление, конечно же, сулит дополнительные траты денег. Сейчас рынок недвижимости в России, мягко говоря, находится не в лучшем состоянии. Тут же придется платить еще 10-25% от суммы аренды.
  • Небольшое мошенничество. Тут есть, как минимум, два варианта. Собственник думает, что его квартира сдается на месяц, а агент делает это в посуточном режиме, зарабатывая больше денег. Еще бывает, что такие фонды сдают квартиру мусульманам, чтобы она не простаивала.

Если контролировать работу агентства, то от второго недостатка вы можете избавиться. Платить процент, причем в любом случае, придется. Стоит ли оно того или нет? Это решит только сам собственник.

p, blockquote 11,0,0,1,0–>

Кому и для чего отдают капитал в доверительное управление?

Доверительный вариант управления капиталом для клиента выгоден по двум основным аспектам экономия временных и денежных ресурсов (не нужно тратить время на личное обучение, искать варианты вложений или находить свободное время для участия в торговле, содержать офис и штат сотрудников).

Доходность подобного инвестирования превышает доход от банковских вкладов.

Сегодня на рынке доверительного управления достаточно много предложений от управляющих компаний и частных трейдеров, занимающихся управлением активами. Но доверять свои средствами нужно профессионалам с многолетним опытом подобной деятельности и обязательным юридическим оформлением статуса управляющей стороны.

Читайте также: Как инвестировать деньги в ПИФы банков и управляющих компаний?

Оцените статью
Поделиться с друзьями