Государственный долг США

Инвестиции

image Фото: facebook.com Перевод: Яна Кудрявцева 21.05.2020 18:29 7352

На момент написания этой статьи государственный долг Соединенных Штатов составлял $19,3 трлн.

Страна задолжала еще $5,9 трлн своим собственным учреждениям. В совокупности эти цифры составляют государственный долг в размере $25,2 трлн. Так как большое количество расходов на борьбу с коронавирусом еще впереди, 2020 год в итоге окажется одним из самых дорогих в истории США.

В процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) реакция на коронавирус уже привела к тому, что государственные расходы достигли самого высокого уровня со времен Второй мировой войны (самое дорогое событие в истории США). Как Соединенные Штаты собираются платить за все это?

Никак, и это нормально

Фундаментальным моментом для понимания государственного долга является понимание распространенной ошибки: правительство не следует правилам ведения домашних финансов. Одной из причин этого является важность долга США для глобальных рынков. Частные компании и иностранные правительства используют американские ценные бумаги как способ хранения капитала, вкладывая миллионы и миллиарды долларов в казначейские облигации и векселя, уверенные в том, что они вернут эти деньги обратно.

Кроме того, иностранные правительства и компании покупают американские ценные бумаги в качестве источника американских долларов. Доллар функционирует как мировая резервная валюта, а владение, продажа и сбор процентов по этим активам обеспечивают свободный доступ к долларам.

Эти два фактора (среди прочих) сделали долговые инструменты США существенными для глобального банковского сектора и бизнеса. Для того чтобы эти долговые инструменты продолжали работать, они должны продолжить существование. Если бы Америка погасила свой долг, то не было бы никаких казначейских облигаций, которые могли бы генерировать проценты для иностранных правительств, и никаких казначейских векселей для компаний. Это одна из причин, по которой США в целом могут получать очень выгодные процентные ставки. Люди, покупающие американские долги, нуждаются в этих инструментах почти так же сильно, как и сами США.

Все вышесказанное не является политическим аргументом в пользу того, должны ли США платить или сколько они должны платить. Круг вопросов, поднимаемых государственным долгом, сложен и выходит за рамки данной статьи, но в то же время весьма реален.

Это некий компромисс: решая, как подойти к государственному долгу, правительство взвешивает выплаты по процентам и долговые проблемы с учетом необходимости держать в обращении значительное количество американских ценных бумаг. В результате Америка погасит часть своего долга, но для международных финансов важно, чтобы страна никогда не погасила его полностью.

Формирование доходов (налоговая политика)

Когда речь заходит о фактическом погашении заемных денег, у США есть два основных варианта. Первый – это погашение долга с помощью фискальной политики.

Погашение долга с помощью фискальной политики – это то, о чем большинство людей думают, когда говорят о погашении долга. Это означает выделение части средств федерального бюджета и использование их для осуществления выплат по основному долгу и процентам. Для этого Конгрессу пришлось бы найти деньги, чтобы потратить их на обслуживание долга. Поскольку правительство не имеет профицита бюджета с 2001 года, для этого потребуется одно из двух нижеперечисленных действий.

Повышение налогов

Налоги являются основной формой доходов федерального правительства, причем большая часть его доходов поступает от личных и корпоративных подоходных налогов. Повышая налоги, правительство может увеличить свои доходы. Это позволило бы сократить разрыв между тем, сколько Конгресс тратит и сколько он получает, что позволило бы ему выделять больший процент федерального бюджета на долговые обязательства.

Сокращение расходов

Другой способ справиться с дефицитом – это путем сокращения расходов. Сокращая расходы, правительство может также сократить разрыв между тем, сколько оно получает и сколько тратит. При меньшем объеме средств, выделяемых на программы расходов, Конгресс может направить больший процент федерального бюджета на погашение долга.

Печать денег (денежно-кредитная политика)

Второй вариант погашения государственного долга – это так называемая денежно-кредитная политика. Это означает, что вместо того, чтобы повышать налоги для получения дохода, правительство просто создает деньги, которые оно использует для погашения долга. Поскольку США берут кредиты в своей собственной валюте и могут создавать больше этой валюты по своему желанию, фактически страна не может объявить дефолт по своему долгу иначе, как по собственному выбору. В любой момент времени Конгресс может разрешить Казначейству печатать доллары, необходимые для выплаты любого долга.

Управление денежным долгом нельзя назвать обычным явлением в Соединенных Штатах, но при этом оно не является чем-то неслыханным. Во время Великой рецессии Федеральная резервная система сделала это с помощью процесса, известного как количественное смягчение. Она покупала долговые инструменты США у банков и оплачивала эти ценные бумаги путем зачисления средств непосредственно на их резервные депозиты.

Так, например, если бы банк держал $10 млн в казначейских облигациях США, Федеральная резервная система могла бы купить эти облигации и разместить $10 млн на счету этого банка в Федеральной резервной системе. ФРС не стала бы переводить деньги из других мест. Она бы просто зачислила деньги на счет в этом банке, создав таким образом новые деньги.

Данный процесс Федеральная резервная система уже возобновила во время нынешнего кризиса, покупая долг США и обменивая его на новые деньги.

В США это предпочтительный процесс для выплаты долга посредством денежно-кредитной политики. Как показывает история, Конгресс не выделял новые деньги в бюджет для прямого погашения долга, вместо этого полагаясь на ФРС.

Сдерживающим фактором для обслуживания денежного долга является инфляция. Создавая новые деньги, правительство вводит на рынок дополнительный капитал. В некоторых случаях, если национальная экономика недостаточно капитализирована, добавление новых денег действительно может оказаться очень полезным.

Однако если правительство введет слишком много новых денег, это создаст дисбаланс между способностью потребителей тратить и способностью экономики производить новые товары и услуги. Когда это происходит, начинается инфляционный цикл, толкающий вверх цены и подрывающий ценность сбережений. Данный процесс довольно трудно остановить, поэтому политики, как правило, в этом отношении действуют очень осторожно.

Раздувание денежной массы

В то время как инфляция разрушает покупательную способность и сбережения, она также разъедает кое-что еще – долги. Одна из особенностей инфляционного цикла заключается в том, что при снижении стоимости денег основная сумма долга остается неизменной. Это значительно облегчает погашение долгов с течением времени.

Этот факт не остался незамеченным для американской экономики. В последний раз, когда Соединенные Штаты брали настолько крупные займы для оплаты кризиса после Второй мировой войны, инфляция сыграла ключевую роль в том, чтобы этот долг исчез. Инфляция подрывает ценность всех долгосрочных долгов, и это облегчает их выплату.

Опять же, это не следует принимать за политический аргумент о том, должны ли Соединенные Штаты выплачивать национальный долг. Однако важно понимать этот вопрос в его полном контексте. США могут погасить государственный долг с помощью фискальной политики (повышение доходов или сокращение расходов). Это также можно сделать с помощью денежно-кредитной политики (увеличение денежной массы). Однако необходимо учесть два важных фактора – во-первых, стоимость долга со временем будет снижаться, а во-вторых, глобальная финансовая система нуждается хотя бы в минимальном долге США, чтобы выжить.

Небольшой вывод

США заимствовали крупную сумму, чтобы оплатить расходы на борьбу с коронавирусом. Государство может погасить свой долг путем фискальной политики или же с помощью денежных средств. Первое влечет за собой получение доходов и сокращение расходов, в то время как второе, по существу, влечет за собой печатание новых денег. Это не взаимоисключающие варианты, о чем свидетельствует реакция правительства на эту пандемию.

В столь запутанной финансовой среде инвесторам трудно найти рыночную стратегию, которая принесет положительные результаты.

Тем не менее всегда можно обратиться к проверенным временем стратегиям. Один из способов выйти из затруднительного положения – следовать за инсайдерами.

Корпоративные служащие, которым доверяют акционеры и перед которыми они отчитываются, обычно обладают более глубокими знаниями о своих компаниях и бизнесе, чем это доступно среднему инвестору, и они могут использовать имеющиеся знания для совершения собственных сделок. При этом инсайдеры обязаны сообщать о своих сделках общественности, что позволяет обычным инвесторам извлекать выгоду из полученной информации. Так что всякий раз, когда инсайдеры покупают или продают, особенно массово, обращайте внимание!

Продолжение

Теги:

image

image

Куда вложить деньги в 2018 году, или криптовалюту не предлагать

Осторожно, мошенники! Какие документы нельзя доверять посторонним

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. Пошаговая инструкция

Загрузка…

Вернуться в список новостей

Новые статьи

  • Преподавание финансовой грамотности станет обязательным в 1–9 классах школ Автор: fomag.ru 08.07.2021 16:43 353

    В начальной школе элементы финансовой грамотности появятся в таких предметах, как «Математика» и «Окружающий мир», а для учеников 5–9 классов – в предметах «Обществознание», «Математика» и «География».more

  • Что оказывает давление на котировки нефти Автор: Михаил Шейбе, стратег Sberbank Investment Research 08.07.2021 16:15 347

    Нефть подешевела еще больше перед публикацией данных EIA по запасам углеводородов.more

  • Топ-3 дешевых энергетических акций для покупки прямо сейчас Перевод: Яна Кудрявцева 08.07.2021 16:01 368

    В первой половине 2021 года акции энергетических компаний показали хороший рост.more

  • С какими проблемами столкнулась компания Levi Strauss Автор: Эркен Кичибаев, аналитик «Фридом Финанс» 08.07.2021 15:46 402

    Публикация протоколов заседания FOMC подстегнула активность «быков».more

  • Китай ужесточает меры по защите данных – что это значит для крупнейших компаний Перевод: Яна Кудрявцева 08.07.2021 13:52 454

    На протяжении нескольких месяцев Китай подрезал крылья своим технологическим чемпионам из-за опасений, что они препятствуют развитию здоровой конкуренции.more

Цифры номинальные и цифры натуральные

При «привязывании» госдолга к объему ВВП возникла проблема, решение которой помогало «убить» двух зайцев сразу. А именно – нужно было разработать методики расчета, которые бы «ускорили» рост ВВП. Чем больше ВВП, тем меньше относительное значение госдолга.

И рост ВВП США не заставил себя ждать. Только с 2015 по 2020 годы значение выросло с 15 трлн до 19 трлн долларов. Но рост номинального ВВП в США не предполагает улучшение общего благосостояния граждан. Об этом говорят многие данные.

Вот данные о занятости в США. 2000 год – 138,3 млн человек, 2019 год – 149,8 млн человек, что на выше на 8%. Население же выросло за тот же период с 282,2 млн до 328,9 млн человек, т.е. на 16%.

По данным сайта www.shadowstats.com вся официальная статистика в США ориентирована на завышение и объема и темпов роста ВВП. С другой стороны показатели роста индекса цен почти всегда занижаются.

Так ФРС США (Federal Reserve System) при анализе инфляционных показателей использует данные по росту потребительских цен. Согласно этим данным цены выросли всего на 54% за два десятилетия.

Однако, по данным того же федрезерва, рост цен на жилую недвижимость приблизился к 200%. Новые автомобили стали дороже на 100%. Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что инфляция равная 54% – сомнительный показатель.

«Натуральные» показатели из того же источника показывают, что с 2000 по 2019 гг. количество разрешений на строительство частной жилой недвижимости (building permit), а в США 80% недвижимости – это частные домовладения, мало изменилось несмотря на шестнадцатипроцентный рост населения. В 2000 году было выдано около 1,76 млн, в 2019 – около 1,66 млн лицензий на строительство.

Автомобильный рынок тоже имеет характерные черты. Продажи 2000 года – 17,4 млн, продажи 2019 – 17,6 млн штук новых авто. Как видно – разница малозаметна. И подобная динамика особенно контрастирует на фоне данных по приросту населения и росту ВВП за аналогичный период.

Собственно в США акцентирование внимания на вышеуказанных разночтениях с официальными данными по росту ВВП, объему госдолга, инфляционному индексу и т.п. причисляется к занятиям конспирологией. Хотя еще в 1970-х годах экономисты в Америке не стеснялись говорить о двузначных значениях инфляции.

Инфляционный рост ВВП США

В послевоенные времена американские власти считали, что проинфляционный рост экономики лучше безработицы среди молодежи или национальных меньшинств. В конце 60-х годов, потенциал послевоенного роста иссяк, конкуренция с СССР обострялась, идеологическое противостояние было не в пользу «американской мечты». А столкновения и беспорядки на улицах были гораздо масштабнее нынешних.

И американская элита взяла курс на увеличение экономического роста за счет инфляционного фактора. Частью такого решения были нефтяные кризисы 1974, 1979 годов. В результате роста цен на нефть западный мир начинал платить больше за ресурсы арабским странам-нефтедобытчикам. А те, в свою очередь, активно вкладывались в американскую экономику путем инвестиций и покупки товаров производства США. Стимулирование экономического роста продолжалось.

Любопытны следующие цифры. В 1968 году, накануне поворота к инфляционному росту, ВВП США составлял 968 млрд долларов, а уже в 1991 году вырос до 6,2 трлн долларов. Такой темп роста ВВП, который наблюдал весь мир, оказывал политическое и психологическое воздействие. В странах соцлагеря начали активно задумываться об ускорении развития экономики, а то и отказа от социалистической модели вообще.

Сегодня уже понятно, что рост ВВП США сопровождался активным стимулированием спроса через сплошное и многоуровневое кредитование домохозяйств и сокращение накоплений населения. Важно отметить, что шестикратный рост ВВП США сопровождался ростом цен в 3,5 раза. Т.е. реальный «натуральный» рост был всего в 1,5-2,0 раза.

Если отразить на одном графике рост цен, рост производительности труда и рост населения, то будет заметно, что в период 70-х годов инфляционная компонента была самой значимой. В этот же период рост занятости и рост производительности труда были близки к нулевым и даже отрицательным значениям. Десять лет, все 70-е годы элита США «продавала» всему миру выгодность инфляционного роста ВВП. В конце 1970-х годов стало очевидным, что рост экономики в инфляционной парадигме уже опасен. Особенно это было заметно при сравнении покупательной способности американского доллара и японской йены или немецкой марки – девальвация была почти двукратной. Относительно золота доллар подешевел в 20 раз.

Квазидефолты США

Некоторые экономисты считают, что экономика США была как минимум два раза близка к дефолтному состоянию. Речь именно о выборочном дефолте. Первый такой эпизод имел место в 1933 году, когда США отказались платить по облигациям «Liberty bond», выпущенным в период вступления США (1917-1918 гг.) в Первую мировую войну. Под эти ценные бумаги правительство США заняло сумму в размере 28% ВВП. Сегодня эта было бы около 2 трлн долларов. В момент выпуска эти облигации были привязаны к золоту.

Но в 1933 году США провели реструктурирование стоимости этих облигаций путем изменения курса доллара и сроков выплаты. Проще говоря, президент Рузвельт изменил золотой стандарт для доллара почти вдвое. Таким образом, держатели «Liberty bond» получили в два раза меньше средств, чем рассчитывали. Подобную реструктуризацию контрактно-договорных обязательство можно считать дефолтом.

Затем, в 1968-1971 гг. правительство США решило вообще отменить золотой стандарт для своей валюты. Собственно официальный отказ от золотого стандарта был провозглашен президентом Никсоном позже. Но до этого США настойчиво затягивали выплаты по обязательствам с привязкой к золоту, категорически отказываясь от обмена долларов на золотой эквивалент.

В результате отмены золотого стандарта для доллара и по итогам инфляционного роста ВВП США инвесторы недополучили прибыль. Так, вложившиеся в 1968 году в «десятилетние» долговые обязательства получили в 1978 только 50% стоимости. А те, кто тогда же купил «двадцатилетние» – получил в 1988 году только 29% стоимости.

В состоянии такого «квазидефолта» США продолжали занимать деньги у государств. Альтернативой для «несговорчивых» союзников были нестабильные политические и экономические перспективы с ведущей западной ядерной державой. Сегодня ситуация повторяется, только на более общем и мало контролируемом уровне – американцы просто грозят санкциями тем государствам, которые сокращают свои вложения в американские ценные бумаги.

Отдельные экономисты считают, что регулярные приостановки работы правительственных организаций – шатдауны (government shutdown) – тоже можно считать дефолтными проявлениями. Во время этих приостановок правительство задерживает платежи по бюджетным расходам (выборочно) на срок от одного до трех месяцев.

Ранее уже упоминалось, что относительные значения госдолга США начали широко распространяться в СМИ и в аналитических правительственных обзорах только в президентство Клинтона. Так вот именно во время одного из «шатдаунов» команда Клинтона аргументировала перед конгрессом целесообразность отказа от работы с абсолютным значением американского госдолга и необходимость к оперированию только относительными значениями.

Необременительный госдолг

В США бюджеты штатов почти не зависят от федерального бюджета правительства. Если в РФ существуют регионы, бюджеты которых более чем на половину наполняются «из центра», то США такого нет. Муниципальные образования и собственно штаты являются финансово независимыми структурными единицами. Этим объясняется то, что долг штатов и муниципалитетов перед правительством США составляет не более 1,5-2,0 трлн долларов. Чаще всего на местном уровне бюджетные дефициты невелики. А в собственности штатов и муниципалитетов находится вся инфраструктура – от дорог до водохранилищ. Это и есть активы США. Принадлежат они не правительству.

В Великобритании же, например, как и в РФ, большая часть инфраструктурных объектов входит в число активов собственно федерального правительства.

Почему же правительство США не обеспокоено ростом госдолга? Ответов на этот вопрос может быть несколько.

1. Долг США не самый большой среди развитых государств и на 2020 год составляет 135% ВВП. Госдолг Японии – 240% ВВП, а долг Великобритании в конце XIX века составлял 170-200% от ВВП. Отсюда может происходить уверенность, что еще есть возможность наращивать обязательства.

2. Долговые обязательства США взяты под исторически минимальные проценты. При существующем росте ВВП выплаты по этим бумагам не будут обременительны.

3. США уже давно диверсифицировали всех своих кредиторов. 29% госдолга держат собственно же американские правительственные структуры – ФРС (близкая к правительству США, но не государственная структура), государственные пенсионные фонды.

Среди иностранных держателей госдолга США даже крупнейшие не являются ключевыми. Китай и Япония в совокупности кредитовали не более чем на 1,5-2,0 трлн долларов из 27 трлн. Весь остальной долг «размазан» по миру тонким слоем. Элиты США прекрасно балансируют между кредиторами, не собираясь никому отдавать предпочтение и держа «на санкционной мушке» каждого кредитора.

Таким образом, США намерены без серьезных потрясений пережить и нынешний кризис. Сценарий заморозки по выплатам возможен еще 5-7 лет даже при условии равномерного роста госдолга. Следует помнить, что инфляционная составляющая ВВП может быть увеличена до 5-7% в год. Это также снизит риск обременительных выплат при условии более медленного, чем инфляция, наращивания обязательств.

2020 год показал, что США, как должника, не выгодно «топить» никому. Каждый кредитор, который будет слишком настойчив в требованиях, будет одернут остальными кредиторами. Ведь никому не хочется быть последним кредитором США, которому ничего не останется.

Рискованные составляющие госдолга

Есть в структуре госдолга США и еще ряд весьма рискованных элементов. Первый из них – это ипотечные облигации. 80% этих облигаций выпускается тремя корпорациями с государственным участием. И если коронакризис затянется, то начнутся массовые банкротства домохозяйств и обвал цен на жилье. Что при этом будет с рынком ипотечных облигаций и ипотечными корпорациями не предскажет никто. В том же 2008 году именно правительство США оказало помощь таким агентствам, влив в них сотни миллиардов долларов. А тогда объем проблем был несколько меньше нынешнего. Сегодня общий рынок ипотечных облигаций равен 16 трлн долларов, из них на государственные агентства приходится до 14 трлн. Формально государство вложилось в капитал этих агентств без «лишних» обязательств. Подобный подход является некоторой страховкой для правительства, поскольку позволяет объявить выборочный дефолт в случае объемного ипотечного кризиса.

Конспирологи утверждают, что ипотечный кризис 2008 года был инспирирован с целью оценки последствий возможного выборочного дефолта на основе ипотечных обязательств.

Второй «темной лошадкой» госдолга США является федеральная корпорация по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation). Данная структура гарантирует вкладчику выплату 250 тыс. долларов на 1 человека на 1 банк. В 2020 году дефицит в системе страхования вкладов составляет всего 125 млрд долларов. Однако только банковские депозиты домохозяйств в США составляют около 11 трлн долларов, что уже ощутимо. Неизвестно, будет ли федеральное правительство вкладываться в спасение банков в случае экономического катаклизма. Или же объявит выборочный дефолт по страхованию депозитов без помощи банкам.

Характерно, что кредиторы известного банка Lehman Brothers после выплат вкладчикам гарантированных сумм, получили только 20 центов на вложенный доллар спустя целых 10 лет. Это был банк с высочайшими кредитными рейтингами. Когда-то, при уже упомянутом кризисе 1933 года (по облигациям «Liberty bond») правительство допустило закрытие 40% банков в стране.

Еще один аспект финансовой политики правительства США – социальные расходы. Крупнейшие из них – это расходы в системе здравоохранения, в сумме около 1,3 трлн долларов. Далее идут по объему расходы на пособия, пенсии госслужащим, в сумме около 1 трлн долларов. Если правительство резко сократит расходы по этим статьям, то будет сокращен бюджетный дефицит и остановится наращивание госдолга. Впрочем, как и в случае с реформой «Obamacare», правительство может организовать новые виды налогов.

Что касается наличного доллара, то его зависимость от правительства США и американских банков весьма условна. Наличных долларов выпущено всего 2 трлн. Они строго контролируются по номерам купюр и поэтому легко могут быть лишены своего содержания, если вдруг правительство США посчитает именно конкретные доллары неправильными.

Краткая история долга

Год Госдолг США, млрд. $[12][13]  % ВВП
1910 2,653 8,0
1920 25,95 29,2
1927 18,51 19,2
1930 16,19 16,6
1940 50,696 52,4
1950 256,853 94,0
1960 290,525 56,0
1970 380,921 37,6
1980 909,041 33,4
1990 3206,290 55,9
2000 5628,700 58,0
2001 5769,881 57,4
2002 6198,401 59,7
2003 6760,014 62,6
2004 7254,657 63,9
2005 7905,300 64,6
2006 8451,350 65,0
2007 8950,744 65,6
2008 9985,757 70,2
2009 11875,851 83,4
2010 13786 96,5
2011 15144 100
2012 16432 103,8
2013 17453 106,6
2014 18141 109,9
2015 19118 112,3
2016 19702 [14] 115,7
Динамика изменения национального долга
Президент Партия Президентство, лет Увеличение долга Годовое увеличение Отношение долга к ВВП
Джимми Картер Демократ. 4 49,1 % 10,5 % 33,3 %
Рональд Рейган Республик. 8 188,2 % 14,1 % 52,6 %
Джордж Буш ст. Республик. 4 46,2 % 9,9 % 65,9 %
Билл Клинтон Демократ. 8 13,7 % 1,6 % 57,7 %
Джордж Буш мл. Республик. 8 77,4 % 7,4 % 70,2 %
Барак Обама Демократ. 8

Структура

Структура госдолга США, по состоянию на 10 октября 2013 года (отмечается, что эти данные не изменялись на тот момент уже 4 месяца, реальный госдолг может быть больше[15]):

  • Общий госдолг составил — 17 219 110 204 136,29 долл.
  • Долг перед частными юридическими и физическими лицами (в том числе, перед иностранными государствами) — 12,263 трлн долл. (71,21 % от общего объёма)
  • Внутригосударственный долг — 4,957 трлн долл. (28,79 % от общего объёма)

На ноябрь 2014 года:

  • Общий госдолг: 17966 миллиардов[16]
  • Долг перед различными лицами: 12889 миллиардов
  • Внутригосударственный долг: 5076 миллиардов
Иностранные кредиторы США (февр. 2015)[17]
Страна Млрд. долларов %
Япония 1224,4 19,86 %
Китай 1223,7 19,85 %
Карибские банковские центры 350,6 5,68 %
Бельгия 345,3 5,60 %
ОПЕК 296,8 4,81 %
Бразилия 259,9 4,21 %
Швейцария 201,7 3,27 %
Великобритания 192,3 3,12 %
Люксембург 179,2 2,90 %
Гонконг 175,4 2,84 %
Тайвань 165,9 2,69 %
Ирландия 138 2,23 %
Сингапур 109,7 1,78%
Индия 101,7 1,77 %
Россия 96,9 1,65 %
Мексика 82,2 1,33 %
Турция 79,5 1,28 %
Норвегия 73,2 1,18 %
Канада 70,9 1,15 %
Франция 70,2 1,13 %
Германия 68,6 1,11 %
Корея 63,8 1,03 %
Филиппины 39,8 0,64 %
Швеция 38,7 0,62 %
Нидерланды 36,6 0,59 %
Колумбия 36 0,58 %
Австралия 34,8 0,56 %
Таиланд 34 0,55 %
Казахстан 32 0,51 %
Италия 31,7 0,51 %
Испания 29,4 0,47 %
Польша 29,3 0,47%
Чили 25,7 0,41 %
Израиль 23,5 0,38 %
Дания 16,6 0,26 %
Вьетнам 13,9 0,22 %
Перу 10,8 0,17 %
Остальные 187,3 3,03 %
Всего 6162.8

Меры, направленные на сокращение долга

Резкое увеличение государственного долга США во время уже первого президентского срока Рональда Рейгана (почти в 2 раза, с 834 млрд $ в 1980 до 1525 млрд $ в 1986 (в ценах 1982 года))[18] вызвало озабоченность Конгресса, результатом которой стало принятие в 1985 году Закона о сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях (Акт Грэмма-Рудмана-Холлингса). Закон предусматривал ежегодные меры по уменьшению дефицита и достижению сбалансированного бюджета к 1991 году (в дальнейшем этот срок несколько раз продлевался).

Возможность дефолта в 2011

16 мая 2011 года министр финансов США Тимоти Гайтнер уведомил конгресс, что государственный долг страны достиг максимального установленного законом уровня. По словам министра, ему приходится использовать «различные бухгалтерские уловки» в качестве мер для предотвращения дефолта[19].

12 июля 2011 президент США Барак Обама заявил, что в скором времени в федеральной казне может оказаться недостаточно денег для своевременной выплаты пенсий 27 миллионам пенсионеров, если госдолг не будет увеличен[20].

15 июля того же года Обама заявил, что, если к утру 16 июля Конгресс не увеличит лимит госдолга, США могут объявить технический дефолт[21].

29 июля Палата представителей США отказалась голосовать по вопросу о долге США по законопроекту, предусматривавшему увеличение его планки до 15,2 триллионов долларов.

30 июля Сенат США отклонил республиканский законопроект по повышению потолка госдолга и сокращению бюджетного дефицита 59 голосами «против», 41 «за». Последним днём для законодательного повышения планки госдолга было 2 августа 2011, поскольку 3 августа были предусмотрены большие выплаты по государственным расходам, которые нечем было обслуживать[22].

2 августа 2011 года за 12 часов до возможного объявления дефолта Сенат США проголосовал за увеличение госдолга на 2,1 триллиона долларов — до 16,4 трлн долл., тем самым дефолт был отложен. Госдолг составил в тот день более 14,3 трлн долл.[23] В тот же день, 2 августа, президент успел подписать принятый закон о госдолге, предотвратив технический дефолт[24]. В тот же и на следующий день были размещены новые государственные облигации США на несколько сот миллиардов долларов. Несмотря на договорённость между республиканцами (большинство в Конгрессе) и демократами (президент), «подвешенная» с 16 мая по 2 августа ситуация с увеличением потолка долга привела к нестабильности фондовых рынков из-за опасений дефолта: цена золота ещё 18 июля установила мировой рекорд, превысив 1600 долларов за унцию[25].

3 августа 2011 в результате новых заимствований, согласно агентству S&P, государственный долг Соединённых Штатов Америки превысил валовый внутренний продукт США.

4 августа 2011 кредитный рейтинг США был понижен S&P с максимального «ААА» до «АА+» с прогнозом «негативный» на фоне проблем с госдолгом и ростом дефицита госбюджета[26][27].

Счётчики долга

Компанией Durst Organization в центральном районе Нью-Йорка в 1989 году на всеобщее обозрение был вывешен счётчик национального долга США. В 2000—2002 году счётчик периодически отключался во время уменьшения размера госдолга, так как техническая начинка прибора не была приспособлена к уменьшению отображаемой суммы. В 2004 году счётчик был демонтирован, и позже его обновленная версия была установлена поблизости.

В октябре 2008 года новый счётчик «зашкалило»[28] и он некоторое время не работал, поскольку там не оказалось места для числа с более чем тринадцатью знаками.

Существует множество сайтов, отображающих размер госдолга США, в том числе, созданные в правительственных органах[29].

Откуда такой большой долг у США?

Темп роста американского госдолга заставит удивиться любого. Сумма уже перевалила отметку в 23 триллиона долларов и постоянно увеличивается.

Госдолг подразделяется на внутренний и публичный. В первом случае правительство США имеет финансовые обязательства в размере 5,5 трлн долларов перед пенсионным фондом и другими организациями. Публичный долг – общая сумма задолженностей перед странами-кредиторами.

Возникает вопрос: зачем большой и мощной державе занимать деньги у других государств?

На самом деле у Вашингтона достаточно часто возникает дефицит бюджета. Если его не устранить, то начнутся проблемы в области здравоохранения, обороноспособности и т. д.

В этом ролике финансовый аналитик Станислав Миронов расскажет, почему экономика Америки держится на плаву и даже развивается в условиях постоянно растущего долга:

Самый выгодный метод для американского правительства – занять денег у других стран. Именно этим оно и занимается, как только возникает «дыра» в бюджете.

Альтернативным решением было бы сокращение расходов на социальную, медицинскую и другие сферы, а также повышение налогов. Но это вызвало бы снижение уровня жизни и, соответственно, массовое недовольство простых американцев.

Страна, желающая стать кредитором США, приобретает ценные бумаги в виде облигаций госзайма.

Впрочем, инвестировать в американскую экономику могут не только другие государства. Ценные бумаги активно покупаются:

  1. Компаниями;
  2. Частными лицами;
  3. Резервной системой;
  4. Некоторыми штатами.

image

Привлекательность экономики США

Почему же страну с огромным внешним долгом другие государства и компании продолжают кредитовать? На это есть несколько причин:

  • Надежность в плане инвестирования. Хотя доходность американских гособлигаций составляет порядка 2,1% годовых, их по-прежнему активно скупают инвесторы. При необходимости эти ценные бумаги легко продать без финансовых потерь;
  • Рациональное вложение заемных средств. Полученные с продажи ценных бумаг деньги идут не в карманы американских политиков, а разумно вкладываются в разные сферы: науку, промышленность и т. д.;
  • Устойчивость американской экономики. Как было сказано в предыдущем пункте, за долгие годы благодаря заемным средствам США могли позволить себе активно развивать сферу высоких технологий, машиностроение, энергетику и многое другое. Продукция американских компаний является одной из лучших во всем мире. Трудно представить себе, что Microisoft или Apple внезапно разорятся. Разумеется, конкуренцию США сегодня составляет Китай. Но этот момент американцы тоже учли и стали постепенно возвращать производство из азиатских государств обратно в США. Ведь намного выгоднее возвести высокотехнологичную фабрику на родине, где электричество дешевле и имеются налоговые льготы. Плюс это дополнительные рабочие места.

image

Долг США в реальном времени

Любой желающий может увидеть, как изменяется американский госдолг в реальном времени. Например, на сайте текущий размер госдолга расположен под строкой «US National Debt». По примерным подсчетам, каждую минуту сумма увеличивается на 2 млн долларов.

В 1989-м году фирма Durst Organization смонтировала первый счетчик госдолга на одном из зданий в центре Нью-Йорка. Так предприниматель Сеймур Дюрст хотел привлечь внимание простых американцев к возрастающим кредитным обязательствам США.

Спустя 15 лет прежний счетчик убрали и в соседнем квартале поставили более современный. Его индикатор обладал высоким разрешением. Последний раз счетчик модернизировали в 2017-м году и вновь установили рядом с Брайант-парком.

image

Насколько опасен большой внешний госдолг?

Ошибочно считается, что госдолг угрожающе навис над американской экономикой и рано или поздно никто больше не захочет давать займы США. На самом деле принципы кредитования стран мало чем отличаются от тех, что используются в обычных банках при предоставлении займов гражданам.

Получить кредит в большом объеме проще состоятельным людям и странам. США как раз и относится к числу богатых и развитых государств. В стране устойчивая экономика, выгодная инвестиционная среда, мощный промышленный комплекс, большие запасы ресурсов и т. д. Это делает американские ценные бумаги весьма выгодным приобретением.

Активнее всего облигации США покупаются Японией и Китаем. В совокупности эти две страны уже купили американские ценные бумаги на сумму более чем в 2 трлн долларов.

Желающие указать на слабость и возможный крах экономики США часто приводят в пример большой размер госдолга. Но все не так плохо.

С точки зрения мировой экономики первостепенную роль играет соотношение госдолга к ВВП страны-должника. У США данный показатель равняется чуть более 100%. Это не самая большая цифра. Например, в Японии госдолг превысил 200% от ВВП, но это не мешает стране активно развиваться, разрабатывать лучшую в мире технику и иметь одну из сильнейших экономик.

Примерно так же дела обстоят и в развитых европейских государствах. К примеру, во Франции госдолг уже давно составляет более 100% от ВВП.

image

Оцените статью
Поделиться с друзьями